Каков должен быть объем домашней работы для ученика? На что ссылаться, если задают слишком много?
Эти вопросы мне часто задают родители моих учеников. Действительно, объем работы, который должны выполнять школьники в некоторых школах, впечатляет: стихотворение наизусть, 10 примеров по математике, сочинение от лица старого кресла (не выдумываю - племяннику задавали!), упражнения из рабочей тетради по английскому (да, да, которые отменили), "проект" по окружающему миру ... Я вам сейчас привела пример д/з для ученика 2 класса обычной школы. В среднем звене становится чуть проще, но только тем, кто начинает "фильтровать материал", не выполняя все задания по всем предметам.
Специально для своих учеников я поискала нормы СанПиНа. Документ называется "Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""", посмотреть можно вот здесь полный текст. Ссылаться лучше именно на официальный документ, ибо возможный ответ на Ваш вопрос типа "да мало ли что в Интернете написано" уже не сработает.
Первое, на что обращаю ваше внимание, так это п. 10.30:
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Теперь о том, как это посчитать на практике. Нам поможет п. 10.6:
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Приведу расчет на примере объёма домашней работы для ученика 2 класса. Предположим, что нужно делать д/з по 5 предметам (максимальный объем уроков в неделю из п. 10.6). В соответствие с п. 10.30 на каждую дисциплину мы должны потратить 18 минут (1,5 часа - это 90 минут, которые мы делим на 5 уроков). Что такое 18 минут? Это не более 2-3 примеров по математике, максимум 1 упражнение по русскому языку, или 1 упражнение по английскому языку (они всегда небольшие на этом уровне, 3-4 предложения) + 3-4 новых слова наизусть.
Нельзя задавать то, что не успели на уроке в полном объёме! Например, один мой ученик-второклассник рассказывал, что на уроке английского языка они все 45 минут рисовали новогоднюю открытку, а дома нужно было написать на обратной стороне письмо объемом в 50 слов. Это - недопустимо!
Прошу обратить внимание, я не отговариваю от выполнения домашнего задания! Более того, я - его активный сторонник. Регулярное выполнение элементарных заданий и постоянное повторение пройденного материала необходимы для успешного усвоения знаний, НО кроме школы у детей должна быть и другая жизнь!
И еще, давайте дружить! Буду рада, если вы поставите лайк и подпишетесь на мой канал. See you soon!