Найти тему
Борзый гном.

Война в Сирии глазами художника.

А.В. Сибирский. Пальмира. Проход закрыт.
А.В. Сибирский. Пальмира. Проход закрыт.

Почему не глазами фотографа? Ведь современные цифровые камеры за секунды создают и фото и видео шедевры.

Фотография, представленная на экспозиции Сирийский перелом.
Фотография, представленная на экспозиции Сирийский перелом.
Тёплые проводы в Алеппо. Фотография.
Тёплые проводы в Алеппо. Фотография.
Концерт В Пальмире. Фотография.
Концерт В Пальмире. Фотография.
Работа по разминированию окончена. Мин нет.
Работа по разминированию окончена. Мин нет.

Так-то оно так, но так было не всегда. В 1900-м году, например, камеры были тяжёлыми, неповоротливыми и часто требовали выносливости от фотографа и дополнительного освещения съёмочной площадки. В условиях экстремального скоротечного боя фотограф мог упустить ценный кадр. Когда как художнику было достаточно запомнить эпизод боя, пропустив его через призму собственных ощущений. Эта история тянется из далёких времён. В начале девятнадцатого века Россия готовилась к войне с Японией, планируя одержать красивую победу, при этом наглядно и красочно запечатлеть результаты самой победы. Для этой цели ударными темпами шла подготовка художников-баталистов школы Верещагина.

-6

Василий Васильевич Верещагин за свою «Туркестанскую серию»

Туркестанский солдат в летней форме. Верещагин. Владивосток.
Туркестанский солдат в летней форме. Верещагин. Владивосток.
Угол крепости в Чугучаке. Верещагин. Туркестанская серия. Галерея Владивостока.
Угол крепости в Чугучаке. Верещагин. Туркестанская серия. Галерея Владивостока.

имел нескончаемый авторитет среди офицеров и солдат русской армии. И не только – поэтому все авторитетные печатные издания имели у себя в штате хотя бы одного выпускника этой школы.

Издание Нива.
Издание Нива.
Издание Огонёк.
Издание Огонёк.

С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. художник в сопровождении учеников отправился на свою последнюю войну – туда, где сейчас находится город Владивосток. По трагической случайности ему не удалось выполнить возложенную на него миссию. Он гибнет на глазах учеников, наблюдающих за рейдом в бинокль.

Гибель Петропавловска с Верещагиным на борту.
Гибель Петропавловска с Верещагиным на борту.

Гибнет, оставляя неизгладимый след в их сердцах. И они примут вызов - так закалялись традиции русских военных художников, красной нитью перетекая в творчество прославленной советской школы военных художников баталистов Митрофана Борисовича Грекова. Вклад Студии Грекова в осмысление победы советского народа в Великой отечественной войне 1941 - 1945 гг. трудно переоценить. Некоторые эпизоды войны просто не воспринимаются без сопровождения военных живописцев. Так, например, подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен в городе Керчи

-12

визуально можно оценить только на полотнах прославленного представителя студии военных художников Грекова Николая Яковлевича Бута.

Бут Н.Я. Творческий путь.
Бут Н.Я. Творческий путь.
Бут Н.Я. Аджимушкайцы. 1964. холст. масло.
Бут Н.Я. Аджимушкайцы. 1964. холст. масло.

Каждый год военные художники Студии выполняют свой профессиональный долг, отправляясь в творческие командировки, на армейские учения и в горячие точки. По результатам поездок художниками Студии ежегодно создаётся более 200 произведений графики, живописи, скульптуры на военно-историческую, религиозно-духовную, лирическую тему. 11 декабря 2017 года В.В. Путин в ходе своего визита в Сирийскую Арабскую Республику объявил об удачном завершении сирийской операции и выводе российских войск с её территории. Художники Студии Грекова не смогли остаться в стороне от происходящих в республике событий. Они регулярно выезжали на места боевых действий, чтобы запечатлеть ежедневный подвиг российских и сирийских военных, вставших на защиту мира в борьбе с терроризмом. Их произведения - это не только документальная фиксация, но и художественное осмысление происходящих событий. В творческой командировке в САР участвовали художники: С. Трошин, Д. Ананьев, Ю. Бирюков, И. Лебедев, А. Евстигнеев, А. Сибирский. Художники побывали в знаковых местах Сирии: Латакия, Тартус, Хама, Хмеймим, Пальмира.

А.В. Сибирский. В освобождённом Томдоре. Пальмира.
А.В. Сибирский. В освобождённом Томдоре. Пальмира.
Д.А. Ананьев. Подготовка самолёта к боевому вылету на базе Хмеймим.
Д.А. Ананьев. Подготовка самолёта к боевому вылету на базе Хмеймим.
А.В. Сибирский. Пункт наблюдения. Пальмира.
А.В. Сибирский. Пункт наблюдения. Пальмира.
И.М. Лебедев. За наших.
И.М. Лебедев. За наших.
А.В. Сибирский. Пункт наблюдения за радиоэфиром. Пальмира.
А.В. Сибирский. Пункт наблюдения за радиоэфиром. Пальмира.
А.В. Сибирский. Жаркая работа. Тамдор. Пальмира.
А.В. Сибирский. Жаркая работа. Тамдор. Пальмира.
А.В. Сибирский. Операция по разминированию Пальмиры.
А.В. Сибирский. Операция по разминированию Пальмиры.
Ю.А. Бирюков. Тетрапилон. Пальмира.
Ю.А. Бирюков. Тетрапилон. Пальмира.
Ю.А. Бирюков. Пальмира.
Ю.А. Бирюков. Пальмира.
А.В. Сибирский. Пальмира. Проход закрыт.
А.В. Сибирский. Пальмира. Проход закрыт.

Тем самым летописцы-грековцы вносят свой достойный вклад в историю. Для чего это нужно делать? Чтобы познакомить зрителя с художественными ценностями и поддержать у него веру в добро и в справедливость. Чтобы воспитать у молодого поколения нравственность и патриотизм. Наконец, чтобы ратный труд защитника Отечества был оценён по достоинству.