Почему не глазами фотографа? Ведь современные цифровые камеры за секунды создают и фото и видео шедевры.
Так-то оно так, но так было не всегда. В 1900-м году, например, камеры были тяжёлыми, неповоротливыми и часто требовали выносливости от фотографа и дополнительного освещения съёмочной площадки. В условиях экстремального скоротечного боя фотограф мог упустить ценный кадр. Когда как художнику было достаточно запомнить эпизод боя, пропустив его через призму собственных ощущений. Эта история тянется из далёких времён. В начале девятнадцатого века Россия готовилась к войне с Японией, планируя одержать красивую победу, при этом наглядно и красочно запечатлеть результаты самой победы. Для этой цели ударными темпами шла подготовка художников-баталистов школы Верещагина.
Василий Васильевич Верещагин за свою «Туркестанскую серию»
имел нескончаемый авторитет среди офицеров и солдат русской армии. И не только – поэтому все авторитетные печатные издания имели у себя в штате хотя бы одного выпускника этой школы.
С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. художник в сопровождении учеников отправился на свою последнюю войну – туда, где сейчас находится город Владивосток. По трагической случайности ему не удалось выполнить возложенную на него миссию. Он гибнет на глазах учеников, наблюдающих за рейдом в бинокль.
Гибнет, оставляя неизгладимый след в их сердцах. И они примут вызов - так закалялись традиции русских военных художников, красной нитью перетекая в творчество прославленной советской школы военных художников баталистов Митрофана Борисовича Грекова. Вклад Студии Грекова в осмысление победы советского народа в Великой отечественной войне 1941 - 1945 гг. трудно переоценить. Некоторые эпизоды войны просто не воспринимаются без сопровождения военных живописцев. Так, например, подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен в городе Керчи
визуально можно оценить только на полотнах прославленного представителя студии военных художников Грекова Николая Яковлевича Бута.
Каждый год военные художники Студии выполняют свой профессиональный долг, отправляясь в творческие командировки, на армейские учения и в горячие точки. По результатам поездок художниками Студии ежегодно создаётся более 200 произведений графики, живописи, скульптуры на военно-историческую, религиозно-духовную, лирическую тему. 11 декабря 2017 года В.В. Путин в ходе своего визита в Сирийскую Арабскую Республику объявил об удачном завершении сирийской операции и выводе российских войск с её территории. Художники Студии Грекова не смогли остаться в стороне от происходящих в республике событий. Они регулярно выезжали на места боевых действий, чтобы запечатлеть ежедневный подвиг российских и сирийских военных, вставших на защиту мира в борьбе с терроризмом. Их произведения - это не только документальная фиксация, но и художественное осмысление происходящих событий. В творческой командировке в САР участвовали художники: С. Трошин, Д. Ананьев, Ю. Бирюков, И. Лебедев, А. Евстигнеев, А. Сибирский. Художники побывали в знаковых местах Сирии: Латакия, Тартус, Хама, Хмеймим, Пальмира.
Тем самым летописцы-грековцы вносят свой достойный вклад в историю. Для чего это нужно делать? Чтобы познакомить зрителя с художественными ценностями и поддержать у него веру в добро и в справедливость. Чтобы воспитать у молодого поколения нравственность и патриотизм. Наконец, чтобы ратный труд защитника Отечества был оценён по достоинству.