Найти тему

Исследование: Гражданское сопротивление режиму ДАИШ* в Мосуле

Группировка ДАИШ (ИГИЛ - террористическая организация, запрещена на территории России) потеряла территориальные владения в Сирии и Ираке. Но осталось тяжелое наследие деятельности экстремистской организации, о котором начинают задумываться политики и ученые разных стран мира.

Между тем, исследователи уже вплотную занимаются изучением практик, существовавших на территориях, где была установлена власть даишевцев. Так, ученые из Уппсальского университета (Швеция)
Исак Свенссон (Isak Svensson), Джонатан Холл (Jonathan Hall), Дино Краузе (Dino Krause) и Эрик Скоог (Eric Skoog) задались вопросом - как обычные граждане жили в условиях репрессивного и авторитарного режима террористов?

Для этого шведские исследователи провели опрос 1022 жителей иракского Мосула, оказавшегося во власти игиловцев в июне 2014 года. Результаты были опубликованы в политологическом блоге The Monkey Cage американского издания The Washington Post.

Выводы исследования получились, как минимум, заслуживающими внимания. Жители Мосула, будучи преимущественно суннитами, оказывали сопротивление порядкам ДАИШ и в самых разных формах игнорировали сотрудничество с боевиками.

Опасность публичного неповиновения и привлекательность “обыденного сопротивления”

Репрессивная сущность ДАИШ сделала публичное неповиновение порядкам экстремистов крайне опасным, вследствие чего - менее распространённым.
22 процента респондентов, опрошенных шведскими исследователями, заявили, что принимали участие в таких действиях, как публичные демонстрации, выкрики антидаишевских лозунгов, оккупирование публичных пространств и даже прямая конфронтация с членами ДАИШ. Наименее практикуемой формой сопротивления стало участие в массовых акциях протеста против власти радикалов - только 6 процентов опрошенных заявили о том, что не побоялись в открытую противостоять даишевцам подобным образом.

Более распространённым видом сопротивления стало решение
не сотрудничать с радикалами. После захвата власти в Мосуле ДАИШ установило налоговую систему и достаточно эффективную бюрократию. Образовательные учреждения, суды функционировали под контролем радикалов. В такой ситуации некоторые жители города нашли в себе силы продемонстировать неповиновение, отказываясь обращаться в суды и забирая детей из школ и университетов.

Исследование показывает, что этот тип сопротивления был самым распространённым. Совокупно
62 процента опрошенных заявили о своём участии в подобных практиках. Может показаться, что подобный формат неповиновения был менее рискованным, потому как зафиксировать его - непростая задача для тех, кто следит за порядком в Мосуле. Но в случае обнаружения риски заметно возрастали. Известно, что ДАИШ стабильно подвергал публичному битью кнутом тех, кто уклонялся от уплаты налогов или организовывал обучение в частном порядке.

Последняя категория сопротивления характеризуется в науке как “обыденное сопротивление” (термин был введён Джеймсом Скоттом в книге 1985 года “Weapons of the Weak” - “Оружие слабых”) и была в Мосуле превалирующей. Посредством таких действий жители города могли избегать публичной конфронтации с ДАИШ, минимизируя риски наказания. “Обыденное сопротивление” выражалось также в пропуске обязательных молитв в мечетях, курении, употреблении алкоголя, прослушивании музыки, бритье бороды, отказе женщин от покрытия всего лица в общественных местах, саботирование работ, организованных ДАИШ. Согласно подсчётам шведских учёных, 83 процента респондентов были вовлечены в сопротивление посредством практикования одного из видов “обыденного сопротивления”.

-2

Можно ли верить жителям Мосула?

Но возникает резонный вопрос - насколько правдивы в своих ответах участники исследования? Сейчас ДАИШ повержено и дискредитировано, в связи с чем есть риск, что жители Мосула переоценивают свою вовлечённость в сопротивление радикалам. Кроме того, иракское правительство, которое восстановило контроль над городом, применяет суровые меры наказания в отношении тех, кто поддерживал ДАИШ. Безусловно, в подобных условиях риск того, что люди будут приукрашивать и врать о своём реальном поведении, высок, но есть ряд индикаторов, которые позволяют подобные мысли нивелировать.

Во-первых, большинство респондентов заявили, что правление ДАИШ в Мосуле было более авторитарным и от того менее хаотичным, если сравнивать с предшествующим периодом. Подобное мнение не было бы доминирующим, если бы люди старались приукрасить свою оппозиционность радикалам.

Во-вторых, каждую из категорий сопротивления практиковали, как правило, меньшинство опрошенных (от нескольких до максимум 37 процентов).

В-третьих, исследователи задали вопрос, наблюдали ли опрошенные, как режиму ДАИШ сопротивляются другие люди. Оказалось, что совпадение положительного ответа с заявлением о собственном вовлечении в “ежедневное сопротивление” по каждой из категорий было примерно одинаковым.

Кроме того, респонденты участвовали в опросе анонимно посредством электронных устройств, позволяющих обеспечить высокий уровень конфиденциальности.

*ДАИШ (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в России