Найти тему
Soviet Time

1942 год в Ла-Манше

Лето 1942 года в Ла-Манше ознаменовалось серией жестоких боёв с участием британских катеров, которые пытались помешать немецкому судоходству и минным постановкам. В этих столкновениях британцы, усилившие своё присутствие в Канале, понесли чувствительные потери и были вынуждены задуматься над сменой тактики.

Портсмутское командование регулярно направляло на поиск к вражеским берегам эскортные миноносцы типа «Хант» (HMS Hunt), канонерки и артиллерийские катера, однако только один их выход оказался результативным: «Коттесмор» (HMS Cottesmore) и «Кальп» (HMS Calpe) в ночь на 28 июля у мыса Ла-Хог перехватили патрульные V-202 и V-203 и отправили первый на дно, а второй в ремонт на год.

Перемещавшаяся по Каналу от Дартмута до Дувра и обратно 8-я флотилия артиллерийских катеров лейтенант-коммандера Хиченса за месяц провела четыре боя: атаковала небольшой каботажный конвой у острова Олдерни в ночь на 15 июля, совместно с парой торпедных катеров напала на три немецких форпостенбота 13-й флотилии у Остенде в ночь на 30 июля, обстреляла вражеские тральщики, возвращавшиеся с минной постановки, на входе в Шербур в ночь на 2 августа. Наконец, MGB-77, MGB-78, MGB-80 и MGB-81 у острова Джерси провели бой с патрульными V-707 и V-704 в ночь на 14 августа. Во всех случаях Хиченс рапортовал об оставленных позади себя «горящих и тонущих» целях, за что получил планку к ордену «За выдающиеся заслуги» и упоминание в приказе. Немцы же констатировали атаки многочисленных британских катеров, которые отражались с тяжёлыми для противника потерями и ничтожным для себя уроном.

В конце июля в распоряжение Портсмутского командования была передана 21-я флотилия торпедных катеров лейтенанта Диккенса. Вечером 7 августа с задачей произвести поиск на вражеском конвойном маршруте Шербур – Гавр из Госпорта были направлены MTB-237 (лейтенант Р.Г. Фисон), MTB-232 (лейтенант Чеффи) и MTB-241 (лейтенант Д.Д. Макдональд); артиллерийских катеров им в поддержку не выделили.

Командир флотилии Питер Диккенс, находившийся на МТВ-237, решил устроить засаду у северо-восточной оконечности полуострова Котантен. В четырёх милях к северу от маяка Барфлёр катера заглушили двигатели. После нескольких часов ожидания, в 01:40 8 августа, прямо на англичан из темноты вышли «шесть вспомогательных судов, из них четыре тральщика» — часть охранения следовавшего в восточном направлении «конвоя из 1–2 небольших торговых судов и 10 кораблей эскорта». Диккенс немедленно дал приказ атаковать. Все три катера, дав полный ход, пошли на сближение, но атака завершилась, едва начавшись.

Немцы встретили катера ураганным огнём. МТВ-237 и МТВ-232 были сразу поражены, причём первый, помимо попаданий 20-мм снарядов, получил 37-мм в рулевую рубку; бензобак был повреждён, начался пожар. МТВ-241 на 40 узлах отвернул на северо-запад, чтобы атаковать с другого направления, но очень скоро Макдональду пришлось поспешить на помощь своему флагману. В 02:04 на МТВ-237 взорвался бензобак. MTB-241 подошёл к пылающему катеру, снял с него экипаж и ранним утром вернулся в Госпорт. Повреждённый MTB-232 с раненым командиром также достиг гавани. Таким образом, британцы потеряли один катер, но обошлось без человеческих жертв. Со стороны немцев потери ограничились двумя ранеными на RA-2. Питер Диккенс в своих мемуарах назвал эту стычку «Второй битвой у Барфлёра».