Платон и Аристотель — две общепризнанные вершины древнегреческой философии. Тем удивительнее, что Аристотель, ученик Платона, отверг его теорию идей, центральную концепцию всей философии Платона.
Теория идей Платона говорит, что у любой чувственно данной вещи есть общая идея, или эйдос — абсолютная сущность, принадлежащая вечному и неизменному бытию. По Платону есть два типа познания. Чувственно-воспринимаемое познание касается самих предметов, их изображений и теней. А вот истинное, умопостигаемое познание, касается самих идей, эйдосов, доступных разуму, и подобия идей, доступных рассудку.
У Аристотеля, ученика Платона, было четыре возражения против теории идей Платона.
Идеи бесполезны для истинного познания
Чтобы идеи что-то значили для познания, они должны давать какую-то новую информацию. А в идеях вещей нет ничего нового, чего бы не было в самих вещах. В идее человека нет ничего, чего бы не было в сумме общих признаков людей.
"они ничего не дают ... для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущности этих вещей, иначе они находились бы в них)".
Идеи бесполезны для чувственного бытия
Чтобы иметь значение для чувственного бытия, идеи должны ему принадлежать. А царство идей обособлено от мира чувственных вещей.
"А с другой стороны, они ничего не дают ... для бытия (раз они не находятся в причастных им вещах)".
Идеи бесполезны для описания движения
Для Аристотеля было очень важно объяснить причину движения, что у него получилось с помощью концепции перводвигателя. А идеи Платона — статичны, они не объясняют и не могут объяснять возникновение, становление, развитие и гибель чувственных вещей.
"... однако если эйдосы и существуют, то вещи, им причастные, все же не возникли бы, если бы не было того, что приводило бы их в движение".
Путаница общего, "третий человек"
Идеи — это общее для нескольких вещей. Но вещь и идея вещи тоже должны иметь что-то общее, что их соотносит друг с другом. Получается, что для вещи и идеи нужна некоторая новая общая идея, и так до бесконечности.
К примеру, для человека и идеи человека нужна общая идея — "третий человек". А если общей идеи не будет, то никакого соотнесения человека с идеей человека не будет.
"Если же идеи и причастные им вещи принадлежат к одному и тому же виду, то будет нечто общее им... Если же вид... не один и тот же, то у них только имя общее, и это было бы как если бы кто называл человеком и Каллия, и кусок дерева, не увидев общего"
Что же взамен?
Взамен теории идей Платона Аристотель предлагает учение о четырёх причинах.
О нём мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.