Нори Мустер, 18 апреля 1999.
В Фонде Американской Семьи (ФАС) пройдет конференция 1999 года: «Культы, психологические манипуляции и общество», и одно из обсуждений будет посвящено вопросу о том, могут ли культы меняться, и будет конкретно посвящено делу ИСККОН. Коммисия состоит из Ануттама Даса, глава ИСККОН по связи; Радха Даси, убежденный последователь; и два, казалось бы, дружелюбных наблюдателя - Майкл Лангоун, директор ФАС, и Джозеф Келли, «консультант по реформе мышления», тесно связанный с ФАС.
Кажется, что люди в комиссии скажут, что ИСККОН изменился к лучшему. Я хотел бы возразить - поскольку я когда-то был членом ИСККОН, провел десять лет в этой организации, а затем посвятил еще одно десятилетие изучению и исследованию этой группы, чтобы выпустить книги по этой теме.
Первоначально было время, когда ИСККОН был невиновен. Он действительно представлял ветвь индуизма в чистом виде. Многие члены ИСККОН испытывают ностальгию по тем дням, и их идеал - сделать ИСККОН таким же, каким он был, когда Шрила Прабхупада, их гуру, был жив и активно руководил группой. Если бы ИСККОН изменился к лучшему, это означало бы возрождение этой невиновности.
Однако, чтобы увидеть, что это повлечет за собой и сможет ли ИСККОН успешно реализовать этот идеал, было бы полезно взглянуть на годы утраченной невиновности и посмотреть, что пошло не так.
Руководство
Начиная с начала 1970-х годов в ИСККОН пришли к власти некоторые жадные и жестокие люди. Если организация действительно хочет измениться к лучшему, ей следует удалить всех незаконных гуру, членов Руководящего совета (Джи-би-си), президентов храмов, санньяси (священников) и локальных руководителей. Есть по меньшей мере 20-30 нелегитимных лидеров, которые до сих пор прочно стоят на своем месте в своей иерархии.
Сбор денежных средств
Начиная с начала 1970-х годов, ИСККОН отправлял своих членов в аэропорты, торговые центры и другие общественные места для продажи книг. Через некоторое время лидеры сказали им одеться в западную одежду и скрыть свою идентичность до тех пор, пока они не получат деньги. Во многих храмах членов просили лгать о своей идентичности и отрицать, что они являются Харе Кришна, чтобы получить пожертвования. Лидеры ИСККОН принимали грязные деньги от наркоторговцев и других нелегальных источников.
Если все изменится к лучшему, ИСККОН должен законным образом собирать пожертвования и отказываться от всех испорченных денег.
Набор персонала
ИСККОН использовал безответственные методы набора персонала. Самым «культовым» аспектом является то, что они поощряют заинтересованных людей приходить и посвятить всю свою жизнь организации, часто бросая карьеру и разрывая связи с бывшими друзьями и семьей. Законные религии способствуют жизни и работе в мире, поддерживая крепкие семейные связи и дружбу. Многие родители считают, что потеряли своих детей в ИСККОН.
Чтобы все могло измениться к лучшему, ИСККОН должен прекратить такой крайний контроль над жизнью своих членов.
Отчужденные бывшие члены
За эти годы совет директоров ИСККОН нажил себе много врагов, особенно среди бывших членов. Например, они отлучили вокального критика по имени Пуранджана (Тим Ли) после того, как он обвинил одного из гуру в приеме ЛСД, говоря об этом, нарушив их правила. Похоже Пранджана стал врагом ИСККОН на всю жизнь.
Другой вокальный критик по имени Сулочан (Стив Брайант) был изгнан после того, как он обвинил одного из гуру в продаже наркотиков и организации проституции. Сулочан был убит киллером Кришны вскоре после его отлучения.
Некоторые из бывших членов посвятили свою жизнь свержению нынешнего руководства ИСККОН с помощью судебных процессов или общественного мнения. Лидеры ИСККОН держат их подальше, утверждая, что эти бывшие приверженцы Кришны имеют определенные идеологические различия, которые опасны. На самом деле их различия очень незначительны, но эти разногласия привели к избиениям, угрозам смерти и даже убийствам.
Если все изменится к лучшему, ИСККОН должен поблагодарить этих бывших членов и помириться с ними. Это было бы очевидным признаком того, что на самом деле все изменилось к лучшему.
Жестокое обращение с ребенком
В настоящее время я пишу книгу о безудержном насилии первого поколения детей Кришны, родившихся в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Эти люди заслуживают справедливости. Прошло почти десять лет с тех пор, как это насилие стало известно. Но только в 1996 году Джи-Би-Си осознало проблему. В 1998 году организация обнародовала случаи насилия в пресс-релизах в Нью-Йорк Таймс и других информационных агентствах. Однако за все эти годы они собрали около 30.000 долларов США для компенсации жертвам, хотя ИСККОН располагает значительными ресурсами. Они могут найти почти всех жертв жестокого обращения с детьми, используя фотографии, но этого, вероятно, никогда не произойдет.
Руководство ИСККОН до сих пор, кажется, заставляет жертв молчать, такова их позиция, предлагая жертвам чеки на 500 долларов (эта сумма была определена в суде). Они, похоже, пытаются выяснить, кто является насильниками, но ничего не делают, кроме как дают людям пощечину. Это унижение по отношению к жертвам. Эта серьезная проблема, в конечном счете, может быть решена в зале суда. ИСККОН много говорил, но фактически не предпринял никаких действий, за исключением Ануттамы и его жены Рукмини, которые пожертвовали около 15.000 долларов своих собственных денег.
Если что-то изменится в лучшую сторону, я считаю, что было бы более разумно выделить по 30.000 долларов за каждый отдельный случай насилия, на каждую жертву.
Насилия в семье
В течение долгого времени в ИСККОН были лидеры, которые избивали своих жен и выступали за избиение жен среди других женатых мужчин. Кроме того, ИСККОН организовал браки между несовершеннолетними девочками и часто жестокими мужчинами. Жалобы девушек, как правило, игнорировались.
Чтобы ИСККОН действительно изменился к лучшему, они должны открыто рассказать о своей проблеме супружеского насилия, убрать насильников с официальных должностей и выплатить компенсацию жертвам.
Другое насилие
За эти годы многие невинные люди были избиты или выгнаны из храмов, потому что они встали на сторону неправильных политических интересов. Руководители храмов держат своих врагов подальше, угрожая им, но это создает больную среду во всей организации.
Для того, чтобы ИСККОН действительно изменил своё отношение, он обязан меняться, и тогда он действительно может стать лучшей организацией.