Оттуда мы узнаем, что русский крестьянин - это будет главная движущая сила революции. Но что-то на практике не стыкуется.
Надо менять методы.
Некоторые самые усидчивые, самые трудоспособные народники говорят, что еще не все потеряно, надо продолжать работать в деревне, надо не оставлять наши усилия. (Таким был, например, будущий лидер социал-демократии студент Георгий Плеханов). Другие же пожимают плечами и совершенно не верят. Ну не получилось у нас ничего, давайте оттуда уходить и переходить к более решительным методам, к террористической борьбе с правительством. Ну хорошо. А на каком основании мы будем использовать террор? А основание очень простое - это правительственные репрессии. Наш террор, наш революционный террор - это будет ответ на репрессивные вне законные действия правительства. Вроде все логично.
Какие репрессии?
До какой степени разительна была ситуация, когда царь совершал ежедневные часовые прогулки от зимнего дворца и возвращался обратно без охраны. Казалось бы, что такое даже представить себе невозможно. Если мы обратимся к истории, то есть воспоминания, что Николай I находил время прогуливаться по Петербургу и там знакомится с молодыми барышнями. Конечно он не говорил: "Очень приятно, царь" .
Вернемся к процессу радикализации.
Чтобы проиллюстрировать как быстро шел этот процесс, скажем что будущие вожди народной воли Жерябов и Перовская выросли в разных условиях.
Жерябов потомок крепостных крестьян и сам по рождению крестьянин Таврической губернии, крымчанин. Учился в Новороссийском университете в Одессе. Был исключен оттуда за организацию студенческих волнений. То есть он пропагандист, борец за права учащейся молодежи. Его оттуда исключают, и он примыкает к народническим кружкам и участвует в хождении в народ. И уже отсюда идет его последующий радикализм, когда он все больше отказывается от форм просветительской работы в пользу самых радикальных действий.
Софья Львововна Перовская, его саратница и его возлюбленная, кстати говоря - очень талантливая женщина, другого происхождения. Она дворянка, она дочь Льва Николаевича Перовского,
который был чиновником и в середине 1860 не долго был губернатором Санкт-Петербурга, а затем крупным чиновником в министерстве внутренних дел.
Перовская, дама уже образованная и включается вот в эту борьбу в силу того, что состояние конфликта между правительством и учащейся молодежью стало нормой.
Осенью 1860 года студенческие волнения в Петербурге это из ряда вон выходящее событие. Они осмелели, обнаглели, с этим надо что-то делать или пожалеть их. Царь же тогда сказал поступить с ними по-отечески. Стали рассуждать, что значит «по-отечески». Граф Панин сказал: «раз по-отечески, значит высечь розгами».
Продолжение в следующей статье:
Рассказ. Как зарождалась революция. Часть 5