Найти в Дзене
TIME PSYCHOLOGY

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

В последнее время, наблюдается тенденция увеличения случаев насилия в школьной среде, приводящиек гибели учителей или учеников, при этом большинство совершаемых преступлений скулшутинга, имеют свойство «копирования». Какие причины кроются, в проявлении агрессии приводящей к скулшутингу в учебных заведениях и как это предупредить?

На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

В основном, скулшутинг совершается нынешними или бывшими учениками учебного заведения, а жертвами становятся ученики и рабочий персонал, при этом вид учебного заведения варьируется от начальной школы до ВУЗов.

Наиболее известный случай скулшутинга произошел в 1999 году в школе «Колумбайн», штат Колорадо. Нападение было спланировано двумя учениками старших классов, Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом на остальных учеников и персонал школы, они использовали стрелковое оружие и самодельные взрывные устройства. Было убито 13 человек, и ранено ещё 23 человека, после этого нападавшие застрелились.

Большая часть подобных преступлений зафиксирована в США, реже в странах Европы, однако начиная с 2014 года, в зависимости от оценки событий, в России было зафиксировано от 15 до 19 преступлений с насилием в учебных заведениях, которые имеют схожие признаки копирования скулшутинга в США и Европе.

Нападения с применением огнестрельного оружия, совершенные учениками на одноклассников и сотрудников образовательных организаций в России в период с 2014 по 2018 гг.
Нападения с применением огнестрельного оружия, совершенные учениками на одноклассников и сотрудников образовательных организаций в России в период с 2014 по 2018 гг.

Так же, в 2017 году были зафиксированы случаи применения пневматического оружия 19.10.17 в школе №12 в г.Сыктывкар и 22.12.17 в школе №36 г. Комсомольск-на-Амуре и 18.01.2018 года в гимназии №1 г. Симферополь.

Опираясь на уже совершенные преступления, психологами были выделены формальные признаки скулшутинга:

1. Преступник или преступники имели прямое отношение к школе, т.е. учились в ней.

2. Ранения или убийства были умышленными, но не имели корыстных мотивов.

3. Планирование и организация нападения были осуществлены заранее, и чаще всего они сводились к публичным или демонстративным актам, направленным на убийство неопределенного круга лиц.

4. В большей части случаев было использовано огнестрельное оружие.

Ряд случаев с применением холодного оружия, вполне соответствует общему сценарию нападения на школу с целью массовой бойни, а выбор колюще-режущего оружия вероятно обусловлен недоступностью огнестрельного.

Нападения учеников на одноклассников и сотрудников образовательных организаций России с применением холодного оружия и других средств в 2014–2018 гг.
Нападения учеников на одноклассников и сотрудников образовательных организаций России с применением холодного оружия и других средств в 2014–2018 гг.

Основным признаком скулшутинга является то, что преступник стреляет в людей которые не были его первоначальной целью и это является основным отличием от целенаправленных убийств основанных на межличностных конфликтах. Данный признак создает ощущение нерациональности произошедшего, зачастую для него используют термин Rampage School Shooting, что переводится как «школьные расстрелы в приступе безумства».

Не менее важным фактором является то, что преступнику не важно кто станет жертвой, а само действие реализует намерение нападающего сделать заявление или передать какое то сообщение окружающим.

Основные подходы к исследованию скулшутинга можно разделить на три категории:

1. Поиск факторов риска.

Исследователи пытаются обнаружить сигналы опасности в 4-х сферах: семья, личность, социальная динамика, школьная динамика.

2. Применение патопсихологических теорий.

Выявление различных психологических заболеваний. Предполагается, что перступников можно разделить на три типа: психопаты, психотики и травматики. При этом, психопаты не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми и не могут испытывать чувство вины или угрызения совести. Психопаты могут испытывать наслаждение от причинения боли другим, например, мучают животных. Психотики же, страдают от разрыва с реальностью и склонны испытывать глубокое чувство отличия от других, ощущая себя изгнанниками. Травматики, зачастую были подвержены эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

3. Использование социально-психологи­ческих, социологических и культуро­логических теорий.

- Например, распространенный в США культурный стереотип, что оружие может решить проблемы, провоцирует инциденты скулшутинга.

- Также считается, что насильственное содержание компьютерных игр и медиа, формирует установки на применение оружия.

- Не стоит исключать роль воздействия школьного окружения на школьника совершившего преступление: насмешки, запугивание, социальная изоляция.

- Не менее важную роль играют гендерные стереотипы и мужская идентичность. Так например, в условиях гомофобии у подростка, которого запугивают и дразнят, может появиться желание показать другим, что он «настоящий мужчина» посредством насилия (Kimmel& Mahler, 2003).

K. Ньюманом (K. Newman) была предложена комплексная теория скулшутинга, состоящая из пяти «необходимых, но недостаточных факторов» (Newman, Fox, Roth, Mehta & Harding, 2004):

1. Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем;

2. Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний);

3. Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения проблем;

4. Отсутствие системы выявляющей потенциальных школьников склонных к скултушингу;

5. Доступность оружия.

По мнению Дж. Левиным и Э. Мадфисом (D. Levin,E. Madfis), школьник склонный к скулшутингу, подвергается пяти последовательным факторам, которые накапливают психологическую «деформацию»:

1) Хроническая деформация, которая основана на глубоких жизненных

разочарованиях (например, в отношениях с родителями или одноклассниками) и недостаточностью систем просоциальной поддержки, что приводит к социальной изоляции. Хроническая деформация мо­жет длиться несколько лет. Зачастую проблемы взаимоотношения с социумом не видны со сто­роны, а семьи будущих преступников, часто воспринима­ются окружающими как вполне благополучные.

2) Неконтролируемая деформация, возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений. В благополучных условиях, кто не нашел поддержку в школе, могут обратиться к семье, к спортивному коллективу или к группе сверстников вне школы, но для лиц, слабо включенных в социальные отношения механизм конформизма перестает действовать, что приводит к потере контроля со стороны социума.

3) Острое напряжение, проявляется в возникновении краткосрочного травмирующего собы­тия (острая деформация), которое может быть как реальным, так и воображаемым. Например, «потеря лица», провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки или бойкот сверстников.

4) Стадия планирования, формируется при появлении фантазий о скулшутинге, как о «мужском решении» восстановить чувство контроля.

5) Стадия осуществления.

Статистика совершенных преступлений скулшутинга, показывает что 81% нападений, были совершены одиночками (McCauley & Moskalenko, 2014). Средний возраст преступников скулшутинга, варьируется от 13 до 19 лет.

В данном возрасте ребенок испытывает кризис идентичности, предполагающий серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений (Эриксон, 1996).

Преступления скулшутинга, представляют собой символический акт совершенный с целью отправить сообщение для более широкой аудитории, чем непосредственные жертвы, в некоторых случаях это включено в сам акт, но также, преступник оставляет видео или записки, в которых он объясняет свой поступок (Malkki, 2014).

В большинстве случаев, финалом скулшутинга является самоубийственный финал – суицид или безрассудная перестрелка с полицией.

У многих лиц, совершивших вооруженное нападение в школах, была выраженная депрессия хотя бы раз в жизни (Spaaij, 2010), а у 61% факт депрессии был зафиксирован в медицинских документах (Fergusonet al., 2011). По другим данным, около 78% школьников совершивших нападения в школах США испытывали депрессию, отчаяние или имели суицидальные мысли (Ferguson et al.,2011; McCauley & Moskalenko, 2014).

Исследователи выделяют основные сигнальные признаки предупреждения скулшутинга:

1. Как правило, нападающие - лица мужского пола, ранее подвергавшиеся буллингу, бойкоту или издевательствам одноклассников.

2. Наличие депрессии и негативных эмоций, являются важным признаком возможной агрессии. Наличие у подростка некого уровня депрессивных симптомов при наличии у него антиобщественных черт личности является

наиболее прогностичным критерием его готовности к насилию (Ferguson et al.,2011).

3. Сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвященных оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием;

4. создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь - это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»);

5. прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы.

В 81% случаев накануне преступления преступник сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы они избежали опасности (Fergusonet al., 2011).

Среди организационных причин подобных происшествий можно выделить направленность учителей и администрации исключительно на академические занятия, а не на удовлетворение и распознавание социальных и эмоциональных потребностей учеников.

Школьные социальные работники и психо­логи должны помочь разочарованным в себе и в об­ществе подросткам найти место в обще­стве, ведь многие из них считают, что они его не имеют. Индивидуальная работа школьной администрации направлена в основном на недисципли­нированных и отстающих учеников, а сравнительно тихих подростков со средней академической успеваемо­стью оставляет без вни­мания, но ведь как раз они и затевают стрель­бу (Фокс & Хардинг, 2005).

Обсуждение возможностей профилак­тики стрельбы в школе с помощью загра­дительных барьеров и охранного персона­ла ведется и в России. При этом отмечается, что охранники обычно не готовы к напа­дению, да и силами охраны школы предо­твратить подобные нападения практически невозможно. Единственным вариантом, который мог бы реально стать препятст­вием для нападения, является тотальный досмотр и допуск в образовательные орга­низации по аналогии с аэропортами, что в условиях большого числа школ в Рос­сии является нерациональным и фактиче­ски нереализуемым. Таким образом, дейст­вующая профилактическая работа должна быть направлена не на имитацию охра­ны, а на психологическую и социальную работу с обучающимися, которая позво­лит обнаружить возможность совершения насильственных действий и оказать сво­евременную помощь подростку. (Глухарев, 2014).

Каждое произошедшее событие со школьной стрельбой увеличивает вероятность повторения посредством «зара­жения». Сообщается, что в США инцидент является «заразным», в среднем, в течение 13 дней и вызывает, в среднем, по мень­шей мере 0,22 новых инцидента (Towers, Gomez-Lievano, Khan, Mubayi & Castillo- Chavez, 2015). В публикациях также отмеча­ется, что СМИ должны уделять меньше внимания лично­сти преступника, его девиантным мотивам и описанию техники нападения (Dahmen, 2018). Нужно сообщать больше о последст­виях преступления. В целом, здесь приме­нимы принципы освещения в СМИ случаев суицидов, позволяющие избежать «эффек­та Вертера» (Meindl & Ivy, 2017)

В течение 18 месяцев после совершения преступления скулшутинга наблюдается заметный рост психических расстройств или обострения существо­вавших ранее психических расстройств у жертв и непосредственных свидетелей нападения (Seguin et al., 2013). Ряд исследований описывают различные ас­пекты нарушения психического здоровья такие, как краткосрочный дистресс (Vicary & Fraley, 2010), неадекватные ко­пинг-стратегии и общий психологиче­ский дистресс, появление различных посттравматических симптомов. Они могут проявляться у уязвимых учащихся (Littleton, Axsom & Grills-Taquechel, 2011). Отмечается, что травматические воздей­ствия усиливались в связи с действиями полиции, которая искала возможных со­общников и опрашивала свидетелей в то время, как все ученики стремились быс­трее покинуть школу и вернуться домой (Seguin et al., 2013).

________________________________________

Статьи на тему школы:

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Детский буллинг: как пережить школу?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участи