В последнее время, наблюдается тенденция увеличения случаев насилия в школьной среде, приводящиек гибели учителей или учеников, при этом большинство совершаемых преступлений скулшутинга, имеют свойство «копирования». Какие причины кроются, в проявлении агрессии приводящей к скулшутингу в учебных заведениях и как это предупредить?
На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.
В основном, скулшутинг совершается нынешними или бывшими учениками учебного заведения, а жертвами становятся ученики и рабочий персонал, при этом вид учебного заведения варьируется от начальной школы до ВУЗов.
Наиболее известный случай скулшутинга произошел в 1999 году в школе «Колумбайн», штат Колорадо. Нападение было спланировано двумя учениками старших классов, Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом на остальных учеников и персонал школы, они использовали стрелковое оружие и самодельные взрывные устройства. Было убито 13 человек, и ранено ещё 23 человека, после этого нападавшие застрелились.
Большая часть подобных преступлений зафиксирована в США, реже в странах Европы, однако начиная с 2014 года, в зависимости от оценки событий, в России было зафиксировано от 15 до 19 преступлений с насилием в учебных заведениях, которые имеют схожие признаки копирования скулшутинга в США и Европе.
Так же, в 2017 году были зафиксированы случаи применения пневматического оружия 19.10.17 в школе №12 в г.Сыктывкар и 22.12.17 в школе №36 г. Комсомольск-на-Амуре и 18.01.2018 года в гимназии №1 г. Симферополь.
Опираясь на уже совершенные преступления, психологами были выделены формальные признаки скулшутинга:
1. Преступник или преступники имели прямое отношение к школе, т.е. учились в ней.
2. Ранения или убийства были умышленными, но не имели корыстных мотивов.
3. Планирование и организация нападения были осуществлены заранее, и чаще всего они сводились к публичным или демонстративным актам, направленным на убийство неопределенного круга лиц.
4. В большей части случаев было использовано огнестрельное оружие.
Ряд случаев с применением холодного оружия, вполне соответствует общему сценарию нападения на школу с целью массовой бойни, а выбор колюще-режущего оружия вероятно обусловлен недоступностью огнестрельного.
Основным признаком скулшутинга является то, что преступник стреляет в людей которые не были его первоначальной целью и это является основным отличием от целенаправленных убийств основанных на межличностных конфликтах. Данный признак создает ощущение нерациональности произошедшего, зачастую для него используют термин Rampage School Shooting, что переводится как «школьные расстрелы в приступе безумства».
Не менее важным фактором является то, что преступнику не важно кто станет жертвой, а само действие реализует намерение нападающего сделать заявление или передать какое то сообщение окружающим.
Основные подходы к исследованию скулшутинга можно разделить на три категории:
1. Поиск факторов риска.
Исследователи пытаются обнаружить сигналы опасности в 4-х сферах: семья, личность, социальная динамика, школьная динамика.
2. Применение патопсихологических теорий.
Выявление различных психологических заболеваний. Предполагается, что перступников можно разделить на три типа: психопаты, психотики и травматики. При этом, психопаты не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми и не могут испытывать чувство вины или угрызения совести. Психопаты могут испытывать наслаждение от причинения боли другим, например, мучают животных. Психотики же, страдают от разрыва с реальностью и склонны испытывать глубокое чувство отличия от других, ощущая себя изгнанниками. Травматики, зачастую были подвержены эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.
3. Использование социально-психологических, социологических и культурологических теорий.
- Например, распространенный в США культурный стереотип, что оружие может решить проблемы, провоцирует инциденты скулшутинга.
- Также считается, что насильственное содержание компьютерных игр и медиа, формирует установки на применение оружия.
- Не стоит исключать роль воздействия школьного окружения на школьника совершившего преступление: насмешки, запугивание, социальная изоляция.
- Не менее важную роль играют гендерные стереотипы и мужская идентичность. Так например, в условиях гомофобии у подростка, которого запугивают и дразнят, может появиться желание показать другим, что он «настоящий мужчина» посредством насилия (Kimmel& Mahler, 2003).
K. Ньюманом (K. Newman) была предложена комплексная теория скулшутинга, состоящая из пяти «необходимых, но недостаточных факторов» (Newman, Fox, Roth, Mehta & Harding, 2004):
1. Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем;
2. Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний);
3. Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения проблем;
4. Отсутствие системы выявляющей потенциальных школьников склонных к скултушингу;
5. Доступность оружия.
По мнению Дж. Левиным и Э. Мадфисом (D. Levin,E. Madfis), школьник склонный к скулшутингу, подвергается пяти последовательным факторам, которые накапливают психологическую «деформацию»:
1) Хроническая деформация, которая основана на глубоких жизненных
разочарованиях (например, в отношениях с родителями или одноклассниками) и недостаточностью систем просоциальной поддержки, что приводит к социальной изоляции. Хроническая деформация может длиться несколько лет. Зачастую проблемы взаимоотношения с социумом не видны со стороны, а семьи будущих преступников, часто воспринимаются окружающими как вполне благополучные.
2) Неконтролируемая деформация, возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений. В благополучных условиях, кто не нашел поддержку в школе, могут обратиться к семье, к спортивному коллективу или к группе сверстников вне школы, но для лиц, слабо включенных в социальные отношения механизм конформизма перестает действовать, что приводит к потере контроля со стороны социума.
3) Острое напряжение, проявляется в возникновении краткосрочного травмирующего события (острая деформация), которое может быть как реальным, так и воображаемым. Например, «потеря лица», провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки или бойкот сверстников.
4) Стадия планирования, формируется при появлении фантазий о скулшутинге, как о «мужском решении» восстановить чувство контроля.
5) Стадия осуществления.
Статистика совершенных преступлений скулшутинга, показывает что 81% нападений, были совершены одиночками (McCauley & Moskalenko, 2014). Средний возраст преступников скулшутинга, варьируется от 13 до 19 лет.
В данном возрасте ребенок испытывает кризис идентичности, предполагающий серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений (Эриксон, 1996).
Преступления скулшутинга, представляют собой символический акт совершенный с целью отправить сообщение для более широкой аудитории, чем непосредственные жертвы, в некоторых случаях это включено в сам акт, но также, преступник оставляет видео или записки, в которых он объясняет свой поступок (Malkki, 2014).
В большинстве случаев, финалом скулшутинга является самоубийственный финал – суицид или безрассудная перестрелка с полицией.
У многих лиц, совершивших вооруженное нападение в школах, была выраженная депрессия хотя бы раз в жизни (Spaaij, 2010), а у 61% факт депрессии был зафиксирован в медицинских документах (Fergusonet al., 2011). По другим данным, около 78% школьников совершивших нападения в школах США испытывали депрессию, отчаяние или имели суицидальные мысли (Ferguson et al.,2011; McCauley & Moskalenko, 2014).
Исследователи выделяют основные сигнальные признаки предупреждения скулшутинга:
1. Как правило, нападающие - лица мужского пола, ранее подвергавшиеся буллингу, бойкоту или издевательствам одноклассников.
2. Наличие депрессии и негативных эмоций, являются важным признаком возможной агрессии. Наличие у подростка некого уровня депрессивных симптомов при наличии у него антиобщественных черт личности является
наиболее прогностичным критерием его готовности к насилию (Ferguson et al.,2011).
3. Сбор плакатов с изображениями «стрелков», книг и фильмов, посвященных оружию, регулярные посещения оружейных веб-сайтов, опыт обращения с огнестрельным оружием;
4. создание веб-станицы, на которой обсуждаются случаи расстрелов, размещаются видео со стрельбой, песни с агрессивным содержанием (типа «Вся жизнь – это война, и вся жизнь - это боль, и ты будешь один вести свою личную войну»);
5. прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы.
В 81% случаев накануне преступления преступник сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы они избежали опасности (Fergusonet al., 2011).
Среди организационных причин подобных происшествий можно выделить направленность учителей и администрации исключительно на академические занятия, а не на удовлетворение и распознавание социальных и эмоциональных потребностей учеников.
Школьные социальные работники и психологи должны помочь разочарованным в себе и в обществе подросткам найти место в обществе, ведь многие из них считают, что они его не имеют. Индивидуальная работа школьной администрации направлена в основном на недисциплинированных и отстающих учеников, а сравнительно тихих подростков со средней академической успеваемостью оставляет без внимания, но ведь как раз они и затевают стрельбу (Фокс & Хардинг, 2005).
Обсуждение возможностей профилактики стрельбы в школе с помощью заградительных барьеров и охранного персонала ведется и в России. При этом отмечается, что охранники обычно не готовы к нападению, да и силами охраны школы предотвратить подобные нападения практически невозможно. Единственным вариантом, который мог бы реально стать препятствием для нападения, является тотальный досмотр и допуск в образовательные организации по аналогии с аэропортами, что в условиях большого числа школ в России является нерациональным и фактически нереализуемым. Таким образом, действующая профилактическая работа должна быть направлена не на имитацию охраны, а на психологическую и социальную работу с обучающимися, которая позволит обнаружить возможность совершения насильственных действий и оказать своевременную помощь подростку. (Глухарев, 2014).
Каждое произошедшее событие со школьной стрельбой увеличивает вероятность повторения посредством «заражения». Сообщается, что в США инцидент является «заразным», в среднем, в течение 13 дней и вызывает, в среднем, по меньшей мере 0,22 новых инцидента (Towers, Gomez-Lievano, Khan, Mubayi & Castillo- Chavez, 2015). В публикациях также отмечается, что СМИ должны уделять меньше внимания личности преступника, его девиантным мотивам и описанию техники нападения (Dahmen, 2018). Нужно сообщать больше о последствиях преступления. В целом, здесь применимы принципы освещения в СМИ случаев суицидов, позволяющие избежать «эффекта Вертера» (Meindl & Ivy, 2017)
В течение 18 месяцев после совершения преступления скулшутинга наблюдается заметный рост психических расстройств или обострения существовавших ранее психических расстройств у жертв и непосредственных свидетелей нападения (Seguin et al., 2013). Ряд исследований описывают различные аспекты нарушения психического здоровья такие, как краткосрочный дистресс (Vicary & Fraley, 2010), неадекватные копинг-стратегии и общий психологический дистресс, появление различных посттравматических симптомов. Они могут проявляться у уязвимых учащихся (Littleton, Axsom & Grills-Taquechel, 2011). Отмечается, что травматические воздействия усиливались в связи с действиями полиции, которая искала возможных сообщников и опрашивала свидетелей в то время, как все ученики стремились быстрее покинуть школу и вернуться домой (Seguin et al., 2013).
________________________________________
Статьи на тему школы:
Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?
Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос
Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?
Детский буллинг: как пережить школу?
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участи