Найти тему
Александр К

КиноПоиск: UX-Франкенштейн от Яндекса или работа над ошибками

Оглавление
Вечером 8 октября 2015 «Яндекс» перезапустил энциклопедию фильмов «Кинопоиск»: кардинально изменился дизайн сайта, интерфейс и главная идея.

Основные изменяя коснулись смены концепции: если ДО Яндекса это был «ресурс о кино», разработанный «фанатами кино» и для «фанатов кино», и, по факту своего рождения, позволяющий фильтровать контент и выводить около-киношную аналитику в немыслимом количестве ключей и вариантов, то ПОСЛЕ перезапуска КиноПоиск стал еще одним онлайн-кинотеатром, позволяющим найти, купить и просмотреть легальную копию фильма в одном месте и за минимальное количество кликов.

Эти изменения в структуре, но в большей части в философии сервиса, оказались настолько резкими и так сильно разочаровали преданных фанатов, что привели к выражению массового недовольства пользователей и призывам «вернуть старый-добрый «Кинопоиск» вплоть до подписания соответствующей петиции на change.org.

Если оставить за скобками нарекания в том, что новый дизайн разрабатывался за закрытыми дверями и тестирование изменений проводилось без учета мнений пользователей, а также наивное удивление естественному желанию Яндекса монетизировать приобретённый за $80 млн. ресурс, и, наконец, «праведный гневу» по поводу морального права его создателя (Виталия Тация) продать свой сервис со всеми пользователями и их данными (в основном, в сети обсуждались собственные рейтинги фильмов), нимало их не спросясь - то можно попробовать дать трезвую оценку изменениям и сосредоточится на том, чего же все-таки удалость достичь (или нет) Яндексу, как владельцу ресурса, за эти 3 прошедших года.

Итак, по порядку,

1. Авторизация

Первая реинкарнация словила много хейта из-за того, что требовала для авторизации привязки аккаунта к Яндексу без вариантов, теперь текущая от этого излечилась:

· На выбор доступны авторизации через VK, FB, Google, Мой Мир, Одноклассники и Твиттер;

· Доступна авторизация для исторических пользователей, через почту и пароль (специально для них поставлена ремарка «не волнуйтесь за данные — всё сохранится»)

· Вход по Я.Ключу (авторизация с помощью QR-кода на странице приложения, очень удобно, чтобы не вводить свой логин и пароль на чужом компьютере).

2. Скорость работы

Тогда:

Первая после старого КиноПоиска версия была не самой резвой, пользователи жаловались на ожидание загрузки страниц.

Теперь:

Согласно анализу PageSpeed Insights оценка скорости загрузки https://www.kinopoisk.ru/ составляет 24% для мобильных устройств и 66% для декстопов с использованием браузера Chrome, что, в общем совпадает с субъективными ощущениями пользователя от загрузки сайта (время загрузки первого контента 2,5 сек.). В качестве основной рекомендации можно процитировать, например, a.pr-cy.ru - «уменьшить вдвое размер загружаемых ресурсов с 3532Кб до 1600Кб и оптимизировать сжатие изображений на 39%», которых на сайте действительно достаточно большое количество.

3. Дизайн и юзабилити

Самый субъективный и спорный момент касался конечно же смены дизайна сайта. Несмотря на то, что были как сторонники, так и противники таких изменений, основной негатив постоянной аудитории был обусловлен отказом от способа организации «все под рукой» в месте со слишком радикальным изменением визуальной составляющей.

Тогда:

(Главный экран)
(Главный экран)
(Страница фильма)
(Страница фильма)

Теперь:

(Главный экран)
(Главный экран)
(Страница фильма)
(Страница фильма)

Как говорится, разница налицо.

Теги, отображение которых на странице фильма вызвало столько негатива при перезапуске, теперь надежно скрыты от глаз пользователя в дебрях поисковой машины.

Осуществлен отказ от гигантомании в части графических элементов и спорных композиционных нововведений. Текущий дизайн практически полностью визуально повторяет старую версию, но функционально расширен за счет главного меню.

В заголовке на стартовой странице присутствуют элементы Афиша, Фильмы, Рейтинги, Медиа, Онлайн, раскрывающиеся дополнительной строкой при наведении мыши, плюс списком категорий слева, выбрать которые однако достаточно сложно с первого раза, кроме того, некоторые разделы продублированы на главном экране ниже (Афиша, например аж целых 3 раза!).

Раздел Главное (наследие предыдущей верстки?) содержит ссылки на статьи, но также в свою очередь делится на Новости дня и Самое популярное за неделю, кроме того, отдельно выделены Популярные трейлеры и Статьи, Популярные видео и Популярные фильмы (да, именно так, популярность в кубе 😊).

Присутствие справа блоков рейтинга Результаты уик-энда, Ожидаемые фильмы, Сегодня в кино и календаря Скоро в кино, выглядит очень спорным: во первых, усложняет визуальное восприятие и без того перенасыщенной различными по типу структурами страницы, а во-вторых, дублирует друг друга в части названий фильмов и категорий, гораздо естественнее и логичнее было бы вывести данную информацию индексно для каждого элемента – фильма.

Отдельно коснемся раздела Рецензии, перенос которого вызвал в 2015 бурю эмоций. Теперь, чтобы попасть туда, необходимо сделать 1 клик на любом названии фильма и примерно 6 движений прокрутки мыши, что все еще достаточно неудобно, более логично было бы выделить его в отдельный раздел того же Главного меню или просто поднять повыше (например , для тех кто не определился с конкретным фильмом на вечер или просто хочет посмотреть отзывы по фильмам вообще).

4. Функциональность

Та самая пресловутая возможность отсортировать фильмы по рейтингу, стране, дате выхода и еще куче параметров, которой оказались лишены пользователи сразу после выхода новой версии, теперь снова доступна в Расширенном поиске, вызвать который можно прямо из Главного меню.

Кроме 8 вариантов фильтров для поиска в историческом формате, доступен раздел Навигатор с 4 дополнительными категориями поиска по рейтингу, очевидно призванный удовлетворить самого капризного и педантичного зрителя.

 раздел Навигатор с 4 дополнительными категориями поиска
раздел Навигатор с 4 дополнительными категориями поиска

Также стоит еще раз упомянуть Главное меню, возможности которого вместе с выпадающими категориями стали гораздо серьезнее, как в части собственно просмотра фильмов, так и за счет возможности предложения пользователю прочего контента, связанного с киноиндустрией, даже не смотря на частичное дублирование со стороны интерфейса.

Подводя итоги можно отметить, что в попытке «угодить пользователям» Яндексу таки пришлось «наступить на горло собственной песне», и, откатив спорный дизайн, слепить Франкенштейна из старого и нового КиноПоиска, который хоть до сих пор и не отличается приятной внешностью, все же «скорее жив, чем мертв».

Если же сделать допущение, что текущая на данный момент версия как дизайна, так и структуры Кинопоиска является неокончательной, то тогда многое встает на свои места и становиться понятно, что все мы на самом деле участвуем в бета тесте. По крайней мере, хочется думать, что кропотливый анализ пользовательского поведения на текущей версии сайта мог бы стать более объективным инструментом для принятия решений о дальнейшем развитии этого продукта, чем попытка просто вернуть «как было» в ответ на волну негодования в сети некоторого числа гиков от кино. Не так ли, Яндекс?