Если попытаться кратко сформулировать: добровольчество — это инициативные (как разовые, так и периодические) действия личности или группы индивидуумов по решению общественных (социальных, гражданских, политических) проблем конкретного человека, локальной, социальной группы без какой-либо выгоды для себя. Л. Никовская и И. Скалабан[1] выделяют три вида добровольческого участия: социальное, гражданское и политическое.
Социальное участие — совместное решение с единомышленниками проблем на локальной территории «здесь и сейчас». Защита природы, озеленение, детские площадки, помощь одиноким людям или социально незащищенным категориям населения — вот далеко не полный перечень подобных дел. Акторов (активистов, участников, действующих лиц) социального участия будем называть социальными активистами.
Гражданское участие — это позиционирование с единомышленниками отдельно взятой социальной проблемы, как общественной. Социальное пространство локализации (социальный радиус) проблемы, ее значимость не ограничивается локальным уровнем, а охватывает как социальные, так и территориальные общности. Здесь первоначально проблема декларируется либо в протестной, либо в конструктивной форме чаще всего в интернете, а при наличии более широкой поддержки в реале, проблема переносится на муниципальный, городской или региональный уровень. Акторов гражданского участия назовем гражданскими активистами.
Политическое участие по большей части реализуется в мероприятиях по привлечению внимания локальных и/или региональных и/или государственных властей к существующим проблемам. Проблема здесь уже позиционируется как политическая. Акторов политического участия назовем политическими активистами.
Всех вместе — социальных, гражданских и политических активистов — будем называть участниками добровольческого движения, или добровольцами. По последним данным, к ним среди россиян 18+ относится порядка 33% от населения в целом.
Гражданских и политических активистов, составляющих активную (институализированную) часть российского добровольчества (13% от россиян 18+ в целом), назовем организованными участниками добровольческого движения, или волонтерами.
По сравнению с январским опросом наблюдается рост реципрокного участия (помогающего участия) с 30% до 35%.
На основе данных опроса ФОМ, проводившегося в марте 2019 года, постараемся разобраться с вовлеченностью населения в добровольческое движение. В опросе, как обычно, участвовало 1500 россиян 18+.
На прямой вопрос — можете ли Вы назвать себя добровольцем? Утвердительно ответили 15% респондентов, 83% себя таковыми не считают.
Реже других склонны считать себя добровольцами жители Москвы (8%). С уменьшением размеров населенного пункта, доля респондентов, относящих себя к добровольцам, возрастает от 13% среди жителей городов-милионников до 17% среди сельских жителей. Следует отметить, что наибольшее количество (21%) респондентов, причисляющих себя к волонтерам, относится к категории людей с низким материальным достатком.
Данные нашего опроса свидетельствуют, что на сегодня в обыденном сознании еще не сложился общепринятый язык описания, не возникла однозначная идентификация участников добровольчества. Так среди респондентов включенных в практики общественного участия лишь 21% позиционирует себя в качестве добровольцев. Среди политических и гражданских активистов таковыми признают себя 29% и 23%, соответственно, а среди активистов социальных и того меньше — 16%.
Из числа респондентов, идентифицирующих себя как добровольцы, вовлекали в волонтерскую деятельность родственников, друзей или знакомых 6% опрошенных, а 9% не имели успеха на этом поприще. Лучше всего вовлекать свое окружение в добровольческую деятельность получалось у политических активистов (15%), несколько хуже у активистов гражданских (10%). В целом же 9% участников добровольческого движения сумели приобщить родственников, друзей и знакомых к тем или иным волонтерским практикам.
Среди респондентов, не считающих себя добровольцами, 18% задумывались о волонтерской деятельности, 66% такие мысли никогда не посещали, а 15% вообще не дали ответа на этот вопрос. Наибольшее число участников опроса, допускающих возможность попробовать себя в роли волонтера, обнаруживаются в следующих группах: в возрасте от 18 до 30 лет (26%); среди жителей Москве и крупных городов (26% и 21%, соответственно); имеющих материальное положение выше среднего (25%). Иными словами, судя по полученным данным, потенциал добровольчества раскрыт не до конца и общество имеет скрытые резервы для вовлечения россиян в добровольческое движение.
У 30% участников опроса есть добровольцы среди родственников, друзей или знакомых. Большинство знакомых, занимающихся волонтерством, обнаруживается у молодежи (возраст от 18 до 30 лет — 46%). У более старших возрастных групп число таких знакомых снижается (33% в возрастной группе от 31 до 45 лет, 26% для респондентов 46–60 лет и 15% у тех кому свыше 60%). Люди с высшим образованием имеют больше знакомых волонтеров (41%), чем люди менее образованные (24%). Разумеется, сами добровольцы имеют значительное количество знакомых, вовлеченных в добровольческое движение. Среди непосредственно добровольцев таких знакомых имеет 43% опрошенных, среди политических, гражданских и социальных активистов — 55%, 44% и 38%, соответственно.
Интерес к волонтерским инициативам, желание получать больше информации о них выказали 37% участников опроса. Это в свою очередь подкрепляет предположение о наличии скрытых резервов добровольчества, которые можно активизировать с помощью средств массовой информации. В частности, получать информацию о волонтерских инициативах через телевидение и печатные СМИ хотели бы 17% опрошенных. 13% респондентов видят в качестве предпочтительных источников информации социальные сети, 11% интернет-сайты, 7% наружную рекламу, 6% электронную почту, а 3% почту обыкновенную.
Таким образом, рост вовлеченности россиян в добровольческую деятельность имеет реальные перспективы. Однако, для того чтобы их использовать, следует учитывать побудительные мотивы, как заставляющие людей становиться волонтерами, так и отторгающие их от добровольческого движения.
Среди ответов на вопрос, что побуждает людей заниматься добровольчеством, превалировали ответы: «Это порыв души, мне нравится»; «Надо откликаться на чувства людей, облегчать их жизнь»; «Из сочувствия, жалости»; «Это мой долг, надо делать жизнь людей лучше».
Напротив, респонденты, не желающие заниматься волонтерством чаще всего ссылались на отсутствие свободного времени, занятость на работе, семейные обстоятельства и сложную личную жизнь. Кому-то не позволял участвовать в добровольческих инициативах возраст, кому-то финансовые затруднения, или отсутствие информации. Иные не видели в добровольчестве смысла, перекладывая обязанность по заботе о нуждающихся на государство.
При всем разнообразии побудительных мотивов, определяющих отношение человека к волонтерству, ключевым понятием, по всей видимости, является совесть.
[1] Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития. — Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43-60. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.06.04