Найти тему
Kaizen

"ТИТАНИК" - трансатлантический лайнер. История "непотопляемого". При чём тут русские?

Оглавление

В 1911 году был построен самый большой в мире пассажирский корабль -"Титаник". В начале ХХ века этим судном гордились как высшим достижением новой индустриальной эпохи.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел из британского порта Саутгемптон и взял курс на Нью-Йорк. Капитан Эдвард Дж. Смит не сомневался, что корпус, где было установлено 16 водонепроницаемых переборок, клёпанный из листов стали толщиной 25 мм, выдержит любые повреждения. Несмотря на опасность столкновения с плавающими ледяными глыбами, пароход развил максимальную скорость.

Трансатлантический лайнер "Титаник".                                                                          
Водоизмещение - 46 328 т;  длина - 269 м;  ширина - 28,2 м;  скорость - 25 узлов (46,3 км/ч)
Трансатлантический лайнер "Титаник". Водоизмещение - 46 328 т; длина - 269 м; ширина - 28,2 м; скорость - 25 узлов (46,3 км/ч)

14 апреля в 23 часа 40 минут, в ясную, безлунную ночь, вперёдсмотрящий доложил об айсберге по правому борту. В это время лайнер шёл со скоростью 21,5 узла (около 40 км/ч). Когда старший офицер Уильям М. Мердок приказал отвернуть влево и дал команду "полный назад", было уже поздно. До айсберга оставалось всего 750 метров, инерция же была слишком велика, и "Титаник" прошёл вдоль ледяной горы 90 метров. Листы обшивки не выдержали удара и разошлись - скрепляющие их заклёпки лопнули. За 20 минут судно приняло 7500 тонн воды в 6 носовых отсеков. Не помогли и переборки - вода перетекала над ними в другие отсеки.

Знаменитый кораблестроитель А.Н. Крылов писало «Титанике»: «Величайший в мире корабль погиб, как древний Вавилон, от непомерной роскоши».
Знаменитый кораблестроитель А.Н. Крылов писало «Титанике»: «Величайший в мире корабль погиб, как древний Вавилон, от непомерной роскоши».

15 апреля в 2 часа 20 минут огромный корабль затонул, примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, в северной части Атлантического океана. Погибло около 1500 человек. Только 711 пассажиров и членов экипажа успели разместиться на 18 шлюпках и были спасены. Судно легло на дно на глубине 4000 метров, разломившись на три части, нос погрузился в ил на 15 метров.

-4

В конце апреля в Петербурге, в Адми­ралтейском соборе Св. Спиридония, от­служили панихиду по жертвам катастро­фы. Собор был переполнен. Газеты писали о «глубоко прочувствованной речи прото­иерея отца Ставровского». Пассажиры лайнера были гражданами многих стран, в том числе и из России. Точное число рос­сиян, находившихся на борту «Титаника», установить теперь уже невозможно. Пре­обладали небогатые евреи-эмигранты из западных областей России, а также армя­не, тоже эмигранты.

Пассажиры с русским паспортом

Были среди пассажиров-россиян и направлявшиеся в дальний путь с дело­выми целями. Сообщалось, например, о гибели двух коммерсантов, англичан по происхождению, но уже давно осевших в Петербурге. Один из них, Артур Джи, был директором шлиссельбургской мануфак­турной фабрики, жил в Петербурге более 30 лет и «образцово поставил ситцена­бивное дело в России». Он направлялся в Мексику с целью построить и там подоб­ные же предприятия. Другой погибший, господин Смит, был комиссионером по продаже английских стальных изделий и тоже старожилом Петербурга. Он даже женат был на русской.

Погиб также бизнесмен из Гродно, владелец крупной мастерской готового платья Банивур. Погибли, не добравшись до Нью-Йорка, два ксендза из Ковно — Монтвилло и Буковецкий. А вот эстонский инженер (и, стало быть, тогда россиянин) Герман Регастик спасся просто чудом. В то время как другие пассажиры «Титани­ка» погибали в холодной воде уже через полчаса, Регастик продержался около 10 часов и был спасен!

Газеты называли имена некоторых рос­сиянок, спасшихся в шлюпках. Это были Берта Трембицкая, Евгения Драпкина, Лея Мур, Ганна Абельсон, Мимиама Кан­тор, Анна Гамалян, Давид Вардарян. Де­сять пассажиров-армян погибли. По сло­вам одной петербургской газеты, смерть в океане нашли не менее ста пассажиров «с русскими паспортами»!

Подвиг кассира Жадовского

Разные люди собрались тогда на «Ти­танике», и вели они себя по-разному. Вскоре после гибели парохода-гиганта появилось сообщение о позорном по­ведении молодого россиянина, жителя Белостока по фамилии Грудик. Писали, что он, стремясь любым путем сохранить свою жизнь, вбежал в опустевшую каюту, переоделся в женское платье и беспре­пятственно занял место в спасательной шлюпке. О столь постыдном поступке писали многие газеты, как вдруг выясни­лось, что случай этот произошел вовсе не с россиянином. Оказалось, переоделся «дамой» и спасся таким способом некий Бакли, ирландец.

Но были и другие примеры поведения в те страшные минуты. Особенно пора­зительны благородство и самопожер­твование кассира «Титаника» Михаила Михайловича Жадовского, русского по происхождению. Он был отставным ка­питаном, его отцу, генерал-майору, при­
надлежали богатое имение в Тульской губернии и особняк в Петербурге на Дворцовой набережной.

Увы, богатство Жадовских ко време­ни строительства «Титаника» осталось в прошлом. Пришлось вышедшему в отставку Михаилу Михайловичу поды­скивать гражданскую службу. За год до гибели «Титаника» Жадовский, находясь в Париже, случайно познакомился с од­ним из директоров компании «Уайт Стар», владевшей лайнером, и тот предложил отставному русскому офицеру принять от­ветственность за кассу нового парохода. Жадовский ответил согласием.

Разные судьбы

Он, главный кассир парохода, имел пол­ное право с кассой и документами сесть в спасательную шлюпку, но правом этим не воспользовался, а передал кассу и до­кументы боцману, сидевшему в шлюпке, сказав: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно оста­лось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». И продолжал помогать спасаться женщинам и детям.

Со дня «катастрофы века» прошло более 100 лет, но до сих пор есть еще в нашей стране люди, связанные с этим бедст­вием очень близко, кровно. Автору этих строк удалось встретиться с одним пе­тербургским журналистом, у которого на
«Титанике» погибла родная тетя. А не так давно стало известно о судьбе группы рус­ских крестьян (около 12 человек) из-под Ростова-на-Дону, плывших на «Титанике» с надеждой добраться до Уругвая и там обзавестись землей. Этим крестьянам сказочно повезло: все они остались живы, все высадились на американском конти­ненте и стали-таки фермерами. Спустя 17 лет некоторые из них вернулись в Россию, уже советскую. Рассказывают, что до сих пор на хуторе близ Маныча можно встре­тить потомков тех «уругвайских» крестьян, пассажиров «Титаника».

Или вот необычная судьба еще одно­го россиянина, казака по имени Михаил (фамилия его неизвестна), уроженца Се­верного Кавказа, отправившегося в пла­вание на «Титанике» также с мечтой раз­богатеть. В ледяной воде он уже впадал в беспамятство, как, на его счастье, был замечен и взят в шлюпку. До Нью-Йорка доплыл на «Карпатии». Через два года Ми­хаил вернулся на родину и не с пустыми карманами. А в 30-е годы прошлого века попал под раскулачивание и сгинул где-то в Сибири.

Подводные экспедиции

В 1985-1991 годах обломки "Титаника" исследовали несколько экспедиций. В одной из них, на подводном аппарате "Мир", приняли участие российские учёные. С четырёхкилометровой глубины удалось поднять на поверхность части обшивки, разнообразные предметы - в частности, посуду и даже драгоценности, которые позже экспонировались на Парижской выставке.

-5
-6

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал “Kaizen”, мы расскажем еще много всего загадочного, познавательного и интересного.

Вам также может быть интересно: