В 1911 году был построен самый большой в мире пассажирский корабль -"Титаник". В начале ХХ века этим судном гордились как высшим достижением новой индустриальной эпохи.
10 апреля 1912 года "Титаник" вышел из британского порта Саутгемптон и взял курс на Нью-Йорк. Капитан Эдвард Дж. Смит не сомневался, что корпус, где было установлено 16 водонепроницаемых переборок, клёпанный из листов стали толщиной 25 мм, выдержит любые повреждения. Несмотря на опасность столкновения с плавающими ледяными глыбами, пароход развил максимальную скорость.
14 апреля в 23 часа 40 минут, в ясную, безлунную ночь, вперёдсмотрящий доложил об айсберге по правому борту. В это время лайнер шёл со скоростью 21,5 узла (около 40 км/ч). Когда старший офицер Уильям М. Мердок приказал отвернуть влево и дал команду "полный назад", было уже поздно. До айсберга оставалось всего 750 метров, инерция же была слишком велика, и "Титаник" прошёл вдоль ледяной горы 90 метров. Листы обшивки не выдержали удара и разошлись - скрепляющие их заклёпки лопнули. За 20 минут судно приняло 7500 тонн воды в 6 носовых отсеков. Не помогли и переборки - вода перетекала над ними в другие отсеки.
15 апреля в 2 часа 20 минут огромный корабль затонул, примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, в северной части Атлантического океана. Погибло около 1500 человек. Только 711 пассажиров и членов экипажа успели разместиться на 18 шлюпках и были спасены. Судно легло на дно на глубине 4000 метров, разломившись на три части, нос погрузился в ил на 15 метров.
В конце апреля в Петербурге, в Адмиралтейском соборе Св. Спиридония, отслужили панихиду по жертвам катастрофы. Собор был переполнен. Газеты писали о «глубоко прочувствованной речи протоиерея отца Ставровского». Пассажиры лайнера были гражданами многих стран, в том числе и из России. Точное число россиян, находившихся на борту «Титаника», установить теперь уже невозможно. Преобладали небогатые евреи-эмигранты из западных областей России, а также армяне, тоже эмигранты.
Пассажиры с русским паспортом
Были среди пассажиров-россиян и направлявшиеся в дальний путь с деловыми целями. Сообщалось, например, о гибели двух коммерсантов, англичан по происхождению, но уже давно осевших в Петербурге. Один из них, Артур Джи, был директором шлиссельбургской мануфактурной фабрики, жил в Петербурге более 30 лет и «образцово поставил ситценабивное дело в России». Он направлялся в Мексику с целью построить и там подобные же предприятия. Другой погибший, господин Смит, был комиссионером по продаже английских стальных изделий и тоже старожилом Петербурга. Он даже женат был на русской.
Погиб также бизнесмен из Гродно, владелец крупной мастерской готового платья Банивур. Погибли, не добравшись до Нью-Йорка, два ксендза из Ковно — Монтвилло и Буковецкий. А вот эстонский инженер (и, стало быть, тогда россиянин) Герман Регастик спасся просто чудом. В то время как другие пассажиры «Титаника» погибали в холодной воде уже через полчаса, Регастик продержался около 10 часов и был спасен!
Газеты называли имена некоторых россиянок, спасшихся в шлюпках. Это были Берта Трембицкая, Евгения Драпкина, Лея Мур, Ганна Абельсон, Мимиама Кантор, Анна Гамалян, Давид Вардарян. Десять пассажиров-армян погибли. По словам одной петербургской газеты, смерть в океане нашли не менее ста пассажиров «с русскими паспортами»!
Подвиг кассира Жадовского
Разные люди собрались тогда на «Титанике», и вели они себя по-разному. Вскоре после гибели парохода-гиганта появилось сообщение о позорном поведении молодого россиянина, жителя Белостока по фамилии Грудик. Писали, что он, стремясь любым путем сохранить свою жизнь, вбежал в опустевшую каюту, переоделся в женское платье и беспрепятственно занял место в спасательной шлюпке. О столь постыдном поступке писали многие газеты, как вдруг выяснилось, что случай этот произошел вовсе не с россиянином. Оказалось, переоделся «дамой» и спасся таким способом некий Бакли, ирландец.
Но были и другие примеры поведения в те страшные минуты. Особенно поразительны благородство и самопожертвование кассира «Титаника» Михаила Михайловича Жадовского, русского по происхождению. Он был отставным капитаном, его отцу, генерал-майору, при
надлежали богатое имение в Тульской губернии и особняк в Петербурге на Дворцовой набережной.
Увы, богатство Жадовских ко времени строительства «Титаника» осталось в прошлом. Пришлось вышедшему в отставку Михаилу Михайловичу подыскивать гражданскую службу. За год до гибели «Титаника» Жадовский, находясь в Париже, случайно познакомился с одним из директоров компании «Уайт Стар», владевшей лайнером, и тот предложил отставному русскому офицеру принять ответственность за кассу нового парохода. Жадовский ответил согласием.
Разные судьбы
Он, главный кассир парохода, имел полное право с кассой и документами сесть в спасательную шлюпку, но правом этим не воспользовался, а передал кассу и документы боцману, сидевшему в шлюпке, сказав: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». И продолжал помогать спасаться женщинам и детям.
Со дня «катастрофы века» прошло более 100 лет, но до сих пор есть еще в нашей стране люди, связанные с этим бедствием очень близко, кровно. Автору этих строк удалось встретиться с одним петербургским журналистом, у которого на
«Титанике» погибла родная тетя. А не так давно стало известно о судьбе группы русских крестьян (около 12 человек) из-под Ростова-на-Дону, плывших на «Титанике» с надеждой добраться до Уругвая и там обзавестись землей. Этим крестьянам сказочно повезло: все они остались живы, все высадились на американском континенте и стали-таки фермерами. Спустя 17 лет некоторые из них вернулись в Россию, уже советскую. Рассказывают, что до сих пор на хуторе близ Маныча можно встретить потомков тех «уругвайских» крестьян, пассажиров «Титаника».
Или вот необычная судьба еще одного россиянина, казака по имени Михаил (фамилия его неизвестна), уроженца Северного Кавказа, отправившегося в плавание на «Титанике» также с мечтой разбогатеть. В ледяной воде он уже впадал в беспамятство, как, на его счастье, был замечен и взят в шлюпку. До Нью-Йорка доплыл на «Карпатии». Через два года Михаил вернулся на родину и не с пустыми карманами. А в 30-е годы прошлого века попал под раскулачивание и сгинул где-то в Сибири.
Подводные экспедиции
В 1985-1991 годах обломки "Титаника" исследовали несколько экспедиций. В одной из них, на подводном аппарате "Мир", приняли участие российские учёные. С четырёхкилометровой глубины удалось поднять на поверхность части обшивки, разнообразные предметы - в частности, посуду и даже драгоценности, которые позже экспонировались на Парижской выставке.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал “Kaizen”, мы расскажем еще много всего загадочного, познавательного и интересного.
Вам также может быть интересно: