7. Николай и Распутин
"Что это, глупость или измена?" - вопрошал лидер кадетов П.Н. Милюков с думской трибуны за несколько месяцев до революции. В этом вопросе был не один ответ, а сразу два: это и глупость, и измена одновременно. Царь и царица выставлялись в этом смысле глупцами, идущими на измену по своей глупости, искренне веря, что "старец" из сибирской глубинки - это "душа" России и единственное спасение их больного гемофилией сына.
Молва приписывала Распутину огромное влияние, вплоть до назначения на министерские посты угодных "старцу" людей. На карикатурах Николай изображался как несамостоятельный человек, прислушивающийся к любому слову Распутина.
Бывшего царя часто изображали как лакея или официанта на службе у Распутина:
Отдельной темой были взаимоотношения Распутина и императрицы Александры Федоровны. Слухи о ее интимных связях со "старцем" ходили за много лет до революции. После Февраля карикатуристы буквально смаковали эту тему, постоянно намекая, как царь безропотно смотрел на "шашни" жены с сибирским мужиком:
8. Алиса Гессенская
Нелюдимая и закрытая, императрица Александра Федоровна никогда не была любима русским обществом. В годы революции царице припомнили многое - от романа с "Гришкой" до тайных переговоров с германским императором.
Как видно, практически все карикатуры с участием Распутина напоминали и об Александре Федоровне. Популярным был сюжет об оплакивании царицей "старца":
На все лады обыгрывались слухи об интимной близости царицы и Распутина:
Реже встречается сюжет о тайных связях Александры Федоровны с кайзером Вильгельмом II:
Здесь был намек на личные симпатии, но особенно - на симпатии к Германии. Царице-"немке" приписывалась передача сведений в германский генеральный штаб в годы войны. "Алиса Гессенская" была в главным героем слухов об "измене в верхах":
После революции Александра Федоровна якобы надеялась на помощь "дорогого Вилли" в восстановлении власти:
Естественно, что Александра Федоровна не могла любить русский народ и "освободительное движение":
9. Матильда Кшесинская
Куда же без нее? Хотя в 1917 году этот сюжет встречается редко, но и в этих немногих случаях органично вписывается в общую канву: легкомысленный, недалекий царь, готовый на предательство ради "адюльтера":
10. Ссылка
После отречения бывший царь с семьей находились в Царском Селе, затем были близки к отъезду за границу (Керенский публично обещал отправить царскую семью в Англию), однако решение этого вопроса постоянно откладывалось.
В ожидании своей участи царская семья жила в уединении, и карикатуристы представляли их как мирных буржуа с мыслями о былой жизни:
Однако ситуация в России как будто позволяла надеяться на то, что невозвратное время вернется. Разгул анархии вызывал в обывателе тоску по "твердой руке". Карикатуристы нередко упоминали в связи с этим бывшего царя, который спокойно ждет, когда народ попросит его вернуться. В качестве "помощников" чаще всего выступали большевики и анархисты - главная причина развала армии и и экономики:
Естественно, поддаваться на этот соблазн не стоило, ибо возврата к прошлому быть не должно. Примером и путеводной звездой выступала республиканская Франция, не раз уже наступавшая на "грабли" реставрации:
К концу 1917 года Николай и его семья практически не упоминались в карикатурах. На первом плане были совсем другие проблемы и совсем другие политики. Однако тень царя по-прежнему появлялась на страницах сатирических журналов. Это выставлялось как горькое предсказание: большевики - это все равно ненадолго, и за самой радикальной социалистической властью неизменно маячит новое самодержавие...