Привет всем! Продолжаем наше погружение-😊
Наша следующая отметка глубины – история раннего плавания.
Всё на свете имеет свою историю, грудничковое плавание – не исключение!
Если говорить о совсем давней истории, даже не истории, а начале времен – зарождении жизни на земле, плавательная способность, как врожденное свойство, эволюционно заложена у всех млекопитающих, и даже у птиц и насекомых. Это общая закономерность: все наземные существа жили когда-то в воде и переходя в земные условия существования, прихватили с собой врожденное умение плавать. Характерно это и для человека. Все живое зарождается в жидкости, эмбрион не мог бы развиваться вне воды, к примеру, в условиях воздушной среды.
То, что Вода - великий созидатель и в ней зарождается все живое люди знали в древности. Исторические свидетельства говорят о том, что древние высоко ценили умение только что рожденных младенцев проявлять активность в воде (проплывать под водой небольшое расстояние включая, так называемый, брыкательный рефлекс) и относили его к привилегиям детей правителей, знати, жрецов и фараонов. В Каире, в музее древнеегипетского искусства хранятся папирусы с изображением плавающих младенцев. Это II тысячелетие до нашей эры.
Весь период человеческой истории на Земле постоянно наполнялся различными, нередко фантастическими, гипотезами о происхождении людей от водных или полуводных предков. Самые известные из них – происхождение людей от дельфинов, водных обезьяны и атлантов, вполне правомерны. И, очевидно, водные прародители оставили в нашем генетическом коде определенные плавательные свойства и признаки. Это подтверждается и наличием жабр у человеческого эмбриона. Еще один аргумент – в течение девяти месяцев внутриутробного развития эмбрион (позже плод) формируется в околоплодных водах, в животе своей мамы, и к моменту рождения он больше водное, нежели наземное существо. Более доказана с научных позиций теория происхождения людей от водных обезьян. Их реликтовым видом может быть признана обезьяна-Носач с острова Борнео, плавающая не хуже выдры. По данным археологических раскопок можно предположить, что примерно около полутора миллионов лет назад, значительная популяция археоантропов (высших прямоходящих обезьян, типа австралопитека) расселилась по берегам рек, а возможно, и по морским берегам, стала вести полуводный образ жизни и составила этакий прогрессивный симбиоз с обитателями водоёмов: им - остатки пищи, а себе - их мясо. Самцы в поисках пищи обычно уходили далеко от стоянки. Самки оставались на берегу с детёнышами. Они ныряли на глубину за рыбами и рептилиями или собирали на мелководье раков или моллюсков. Рожали они в речной воде животом книзу, присев на корточки. Водное рождение в таком положении сохранилось с тех давних времён у некоторых этнических групп Африки, Новой Гвинеи, Австралии по сей день. Детёныши адаптировавшихся к воде человекообразных обезьян всегда были рядом с мамами-самками. Они плавали и ныряли, совсем ещё маленькие, крепко держась ручонками за их длинные волосы. Однако, и малышки быстро научались плавать, брыкаясь по-лягушачьи ножками и при надобности подолгу под водой задерживать дыхание. Эта плавательная традиция бытует и теперь у папуасов. Их дети с самого раннего возраста адаптируются в большой воде и научаются плавать. Обитание в двух средах - водной и наземной - привело у археоантропов к изменению некоторых анатомо-физиологических признаков. В связи с почти постоянным пребыванием в водной среде на их теле исчез волосяной покров. Форма носа приобрела конусообразную форму (ко рту), что при нырянии и плавании предохраняло от попадания воды в носоглотку. По предположению это и есть портрет нашего прямого полуводного предка – обезьяны-Носача.
В современном мире у туземцев грудничковое плавание - обыденная часть жизни. Например, грудные дети жителей острова Нукагава (группа Маркизских островов, Французская Полинезия, экваториальные острова в центре Тихого океана) самостоятельно плавают в воде, так же, как и в Полинезии и Таити. Индейцы верховья Амазонки обучают своих младенцев плаванию путём многочасовых и каждодневных совместных купаний. Дети легко и свободно обучаются движениям в воде без слёз и трагедий. Такая практика, пришла к ним, конечно, не из Европы, Америки, Австралии или России. Плавание грудных детей у этих народов - традиция, идущая из древности.
А ведь мифы и легенды о русалках и водяных тоже родились не на пустом месте. Они отражают тот факт, что наши предки наверняка имели прямое отношение к жизни в воде. Кстати, по преданию Будда родился в озере. Кроме того, во всех его скульптурных изображениях у него ластообразные конечности с перепонками между пальцами. Вода - символ вечного возрождения и обновления, миллионы людей Православной Веры испокон веков крестили детей в воде, троекратно погружая их в холодную воду, знаменуя тем самым зарождение в ребенке духовного начала.
И конце такой исторической справки нельзя не вспомнить всем известный факт – мы все на много-много процентов состоим из воды. На сколько? Оказывается, в определенном возрасте по-разному.
— Организм эмбриона состоит из воды на 97%.
— Новорождённый ребёнок – на 90%.
— Ребёнок в возрасте 5-8 лет – на 80%.
— Тело здорового человека средних лет состоит из воды на 65-75%.
— Содержание же воды в теле пожилого человека составляет порядка 50-58%.
К сожалению, с увеличением возраста уровень водного баланса в человеческом организме снижается, и он начинает стареть. Старение – это не какая-то программа, заложенная в ДНК человека, как в последнее время часто любят говорить учёные. В ДНК нашего организма прописана программа оптимального содержания воды для каждого органа, каждой жидкости, каждой ткани и пр. для того, чтобы, в целом этот организм функционировал на все 100%! На воде основаны все механизмы жизнедеятельности организма, один из главных которых – механизм регенерации. Именно регенеративные способности тела определяют уровень здоровья и продолжительность жизни. Вода – главный строительный материал нашего организма, человек – это вода и без сомнений – вода – это жизнь! Более 90% заболеваний связано с нарушением водного баланса. При обезвоживании в организме накапливаются шлаки и яды, страдает пищеварительная система, происходит отравление отходами питательных веществ. Поэтому издавна человеком используются целительные свойства воды. Это и омывание, и закаливание, целебные и священные водные источники. Еще древнегреческий математик и философ Пифагор пропагандировал воду, как средство оздоровления. У нас, на Руси, к примеру, ледяной водой бабки-повитухи оживляли младенца, удушенного при рождении пуповиной. Больного ребенка несколько раз в день омывали в ледяной воде, а на Севере обтирали снегом, и малыш быстрее выздоравливал.
Вот так шаг за шагом, накапливая и используя свой опыт, а на каких-то этапах и безвозвратно теряя его, человечество зашло в период современной истории с определенным багажом – представлении о плавательных способностях человека, его водной сущности и возможных водных предках.
Современная история раннего детского плавания официально пишется с 1969 года.
В австралийской семье тренеров-пловцов супругов Тиммерманс в 1966 году родилась дочь Андреа. Чтобы облегчить жизнь ребёнка во время жары Клэр Тиммерманс стала принимать ванны вместе с малышкой, когда той было всего было три недели. Через две недели девочка уже плавала по-собачьи и находилась в воде по 30-40 минут. Через несколько недель, привыкшего к воде, брызгам, волнам и движению воды ребёнка, родители стали брать в бассейн, где работали преподавателями по плаванию. Занятия имели успех. Позже Клэр Тиммерманс стала проводить уроки, на которых обучала мам взаимодействию с детьми в воде. Так возник метод обучения родителей искусству руководства их грудными детьми в воде. Первую школу по плаванию и закаливанию младенцев во «взрослых» ваннах супруги Тиммерманс организовали в 1969 году в Австралии. В плавательную школу, где преподавали супруги, началось настоящее паломничество: как выяснилось, очень многие родители мечтали, чтобы их дети начали плавать раньше, чем ходить. В следующее десятилетие плавание малышей в грудном возрасте стало бурно развиваться в Японии, Германии, Голландии, Великобритании, США, Франции и Бельгии.
В том же 1969 году в НИИ педиатрической клиники в Мюнхене появился экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. Учёные – физиологи, гигиенисты, биохимики, терапевты, педиатры, спортивные врачи и преподаватели плавания – более трёх лет изучали новое направление в развитии человека «Плавание грудных младенцев». Возраст учеников был от двух-трёх месяцев до 2-3лет. Занятия проводились в ваннах и специальных детских бассейнах от четырёх до семи раз в неделю. Под наблюдением было 669 человек. Немецким специалистам удалось научно обосновать оздоровительную роль раннего плавания. Младенцы, регулярно занимавшиеся плаванием, болели в три раза реже, чем их неплавающие сверстники. Они раньше начинали ходить и бегать, были хорошо координированы, прекрасно физически развиты. Кроме этого, они отличались уравновешенным характером и повышенным интеллектом, обладали хорошим аппетитом и крепким сном. Результаты исследований были обнародованы в 1971 году на конференции медицинского комитета Международной федерации плавания. Научному миру были предоставлены факты того, как малышки, ещё не умевшие ходить, смело и активно плавали по поверхности бассейна, ныряли на дно с соской во рту. Ранее плавание официально признали дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста, доступным и эффективным средством физического воспитания ребенка. Здесь же рекомендовали массово развивать плавание среди детей грудного возраста, широко популяризируя результаты и методики этого действенного оздоровительного средства для младенцев.
С тех пор в раннее плавание "с головой" стали погружаться научные медицинские работники всех продвинутых стран. В этот процесс активно включилась и Россия. В нашей стране первый плавающий младенец появился в 1962 году в семье Игоря Борисовича Чарковского. С помощью воды он реабилитировал свою дочь Вету, рождённую раньше срока весом 1600 гр. В то время не существовало специальной техники для выхаживания таких ослабленных младенцев: кювезы, инкубаторы с регулируемым микроклиматом и подачей кислорода, были изобретены значительно позже. Врачи рекомендовали родителям готовиться к худшему. Однако отец девочки не хотел сдаваться. Он решил самостоятельно спасти свою дочь и главной помощницей в этом деле стала для него... вода. Так Игорь Чарковский, инструктор-спасатель на водах, впервые в России занялся плаванием с грудным ребенком. Он самостоятельно сконструировал для двухнедельной дочки Веты кювез- аквариум. Вета проводила в нем очень много времени. На любительской кинопленке, снятой Чарковским, запечатлены чудеса: крохотный человечек плавает, как дельфин, ловит в воде рыбок и лягушек, ныряет за лежащими на дне игрушками.
В три месяца Вета в своем развитии обогнала сверстников. Она раньше положенного срока начала сидеть и стоять. В семь месяцев девочка плавала вместе с папой в бассейне «Москва», перебирая руками по лесенке, она спускалась на четырехметровую глубину за бутылочкой кефира.
С помощью воды Игорь Борисович Чарковский вынянчил не только свою дочь. В 1960-х годах он работал в родильных домах, затем в московском Доме ребенка, выхаживая ослабленных и недоношенных младенцев в ванных собственной конструкции. Однако официальная медицина не спешила поддержать самоотверженного родителя, считая подобные занятия плаванием слишком рискованными. Лишь после того, как появилась информация о создании за рубежом научно-исследовательских институтов детского плавания, Чарковскому дали «зеленый свет».
Следующие три года, можно назвать официальными этапом становления в нашей стране научного подхода к раннему плаванию, который является основным и сегодня.
1977 год: в ряде московских детских поликлиник началось массовое обучение плаванию грудных детей. Были получены удивившие всех результаты. Они позволили официально разрешить врачам рекомендовать плавание всем грудным детям.
1978 год: председатель Всесоюзной федерации плавания Захарий Фирсов создал свой курс «Плавать раньше, чем ходить» и опубликовал одноименную книжку. Ее одобрили и во всех детских поликлиниках нашей страны началось обучение плаванию. В этом же году врач-консультант и методист Владимир Гутерман издал методические рекомендации с подробным описанием обучения «Плавание грудных детей».
1979 год: Международный медицинский комитет Всемирной любительской федерации плавания разработал «Инструкцию по обучению плаванию грудных детей в условиях домашних ванн и специальных детских бассейнов».
В поддержку данных рекомендаций выступает российский профессор, доктор медицинских наук Илья Аршавский: «Наши исследования позволяют горячо рекомендовать систематическое купание младенцев. Вода расслабляет мышцы туловища и конечностей, чему способствует состояние относительной невесомости, и ребенок начинает двигать руками и ногами. И вот что чрезвычайно важно: в воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. Плавание является не только доступным и эффективным средством физического воспитания здоровых детей, начиная с первых недель и месяцев жизни, но и очень важным дополнительным источником здоровья для рождающихся в состоянии физиологической незрелости, число которых сейчас все больше. Для таких детей раннее плавание может стать одним из эффективнейших мероприятий по компенсации физиологической незрелости».
В 1983 году выходит вторая книга Захария Фирсова «Плавание для всех». В 90-е годы сохранение и развитие опыта плавания младенцев в России в основном принадлежало родителям-энтузиастам. Работал в этом направлении И.Б. Чарковский и его ученики.
Сегодня грудничковое плавание активно развивается во всём мире. Полувековой опыт плавания младенцев в цивилизованных странах и многовековой опыт народов мира, живущих около водной стихии, дают богатейший набор приёмов работы с детьми в воде.
Тема раннего грудничкового и дошкольного плавания активно набирает популярность и является предметом пристального внимания и исследования и современной России. Сегодня огромное количество бассейнов предложат вам услуги раннего плавания для младенцев и детей до 7-ми лет. В том числе и наш «Грудничок» http://grudnichok.com/
Выбор остается за вами! И в конце столь глубокого сегодняшнего погружения в историю раннего плавания как послесловие для родителей.
P.S. Ребёнок с рождения гораздо более крепкий, чем мы, порой, представляем себе. Он может на мгновение задержать дыхание, если окажется в воде. Он может крепко сжать кулачок, толкнуть вас ножкой в силу врождённого брыкательного рефлекса. Конечно, новорождённый не может сразу встать и пойти, как детёныши ланей или оленей (представители так называемого матуронатного вида животных). Но, в целом, имеет довольно богатый набор навыков, данных ему природой. Однако, если с самого рождения лишить ребёнка свободы движений: запеленать потуже; подолгу оставлять лежать на спине в кроватке, врождённые (двигательные!) рефлексы начинают угасать.
Помните: вода – это жизнь, жизнь – это движение, движение в воде – это разнообразная активность, которая дает ребенку импульс для дальнейшего здорового развития!
В следующий раз мы продолжим наше погружение в тему грудничкового плавания и поговорим о конкретных методиках обучения раннему плаванию; о приемах и методах, об этапах и упражнениях. До встречи!