Найти тему
Журнал не о платьях

"Я бы не хотел, чтобы мои дети пережили что-то похожее". Исповедь бывшего миллионера

Фото из личного архива Игоря.
Фото из личного архива Игоря.

Никто не застрахован от ударов судьбы. Но то, каким человек выйдет из передряг, зависит от него самого. Игорь Малышков побывал на вершине успеха, заглянул на самое дно отчаяния и нашел свой путь к счастью.

Немного от автора

Игорь Малышков -- из миллионеров «первой волны». Родился в Даугавпилсе (Латвия). Когда ему исполнилось шесть, семья переехала в Красноярск. Лет через десять его отца, Владимира Малышкова, пригласили на работу в Москву в администрацию Лужкова на должность заместителя мэра.

А Игорь в это же время вернулся в Латвию, чтобы поступить в Рижский институт инженеров гражданской авиации. Получил диплом в 1988 году, а потом сделал целое состояние в мрачные и романтичные девяностые годы. Он вкладывал деньги в десятки успешных проектов, жил на широкую ногу, заработанное охотно раздаривал. В 2000 году презентовал Рижскому Христорождественскому собору иконостас на тридцать три иконы и семь церковных колоколов. Купил реактивный самолет и квартиру в Риге на улице Алберта за 2 млн 130 тыс. евро. В этом же доме открыл вместе с писателем Михаилом Задорновым Русскую библиотеку. Очень любил гольф и прививал другим вкус к этой аристократичной игре.

Лет десять назад с гордостью рассказывал, что рабочий день у него длится двадцать часов: «Я везде транзитом». Его фотографии часто мелькали на страницах московского и латвийского глянца -- этакий типичный миллионер, помпезно-вальяжный, хорошо упитанный и слегка выпивающий, с артистической кудрявой шевелюрой и хитроватым взглядом.
А потом фотографии вдруг исчезли. Игорь коротко мелькнул в роли советника рижского мэра по экономике и опять пропал. И пошли странные слухи о полном перерождении личности Малышкова, о его увлечении махаяной -- классическим буддизмом, о разводе с женой Аленой после 25-летнего брака и женитьбе на Ольге -- тренере по йоге.

Тихим летним вечером я сидела в ресторане отеля LightHоuse, который любили все звездные гости «Новой волны», и ждала Игоря Малышкова. Ко мне подошел загорелый сухощавый аскет. Короткая стрижка, седеющая бородка, ясный пронзительный взор -- то ли странствующий монах, то ли йог, то ли Шон Коннери, но никак не стареющий бонвиван, которого я рассчитывала увидеть.

О женитьбе, женщинах и интуиции

Я был женат дважды -- в 2013-м году женился повторно. И был бы очень рад, если бы моя бывшая жена Алена вышла замуж во второй раз. Ведь она родной мне человек и как никто другой заслуживает счастья. Я виноват в разводе. И как мужчина несу ответственность за все происходящее. Женщины мужчинам такого не прощают. Женщина не может быть виновата -- она всегда ведомая. Она сильнее и мудрее мужчины, но ее сила в другом -- в уступках, в терпении. Она поплачет в подушку и ничего не скажет. Поэтому мужчина в конфликтах всегда над ней доминирует. Женский ум тоже другой, интуитивный. Интуиция -- качество очень редкое для мужчины. Мужчина, обладающий интуицией, близок к гениальности.

Почему я пошел в бизнес

Чтобы преуспеть в бизнесе, достаточно попасть в поток. А дальше он несет тебя сам. Ты находишься в нужное время среди нужных людей, принимаешь нужные решения, и поток сам тебя продвигает. Правда, в потоке нельзя находиться вечно. Рано или поздно ты делаешь ошибку, и он тебя выбрасывает. Бизнесмен -- это профессия с размытыми нравственными критериями и далекая от творчества. И я со своим православным мышлением, зацикленным на справедливости, смотрелся в бизнесе не всегда адекватно. Меня интересовали новые идеи, а менеджер из меня неважный. Моя творческая искра гаснет сразу же после воплощения нового проекта. И много созданных мною предприятий я передал партнерам. Есть люди, которые готовы с радостью управлять, но я к ним не принадлежу.

Если бы я мог вернуться на 30 лет назад, я бы пожил беспечной жизнью молодого и жизнерадостного человека, которой никогда не знал. Моя юность закончилась рано. В двадцать два года у меня уже было двое детей при полной пустоте в магазинах. Мы не знали тогда слова «памперс». В 1988 году я всерьез занялся предпринимательством. Если бы я сейчас мог повернуть время вспять -- уехал бы учиться на Запад, пересидел бы там эпоху девяностых и вернулся бы лет через десять уже сложившимся человеком с европейским мышлением, экономическим образованием и знанием трех языков. Или вообще не возвращался бы.

Но я пошел в бизнес, так как на моем попечении находились две семьи. Так получилось, что две женщины родили мне двух дочек практически одновременно. Я пообещал им обеим, что всех обеспечу. Девочкам теперь по тридцать, я дважды дедушка. И все обязательства перед ними я выполнил.

Что я говорю своим детям

Я отец по призванию и «по найму». Если женщина была от меня беременна -- она рожала независимо от того, состояли ли мы в браке. Уже двадцать лет я разъезжаю на машине с номером РАРА. У меня три дочери и три сына от трех разных женщин. Одна дочка живет в Лондоне, другая в Кельне, старший сын практику проходит в Женеве, средний обосновался с мамой в Юрмале. Младший сын и младшая дочка родились в один день -- 12 августа, разница у них в возрасте четыре года. И мы назвали их Рома и Машка, вместе -- Ромашка. Все они встречаются и дружат. Недавно я сказал своим старшим дочкам: «Уж простите, девочки, но все, чего вам не досталось в детстве, теперь достанется вашей сестренке Маше». У меня во втором браке растет принцесса, которой невозможно отказать.

Фото из личного архива Игоря.
Фото из личного архива Игоря.

Детей я стараюсь не баловать. Иногда приходится переступать через себя, пренебрегать возможной обидой и ограничивать их, чтобы не выросли материалистами и сохранили духовность. За взрослых детей я спокоен. Они независимые и самостоятельные люди. Я не хотел возить их в школу с мигалкой и под охраной. Поэтому мы жили сначала в Швейцарии, потом в Австрии, а когда в Латвии наладилась обстановка, переехали сюда.

Я не хотел, чтобы дети повторяли мой путь. Это был тот опыт, без которого я бы и сам прекрасно обошелся. Когда мне исполнилось тридцать три, я на своем дне рождения сказал тост: «Спасибо, что живой!». И у меня для этого были все основания -- такие нам выпали трудные и рисковые девяностые годы. Больше всего я не хотел, чтобы мои дети пережили что-то похожее и стали бизнесменами.

Материальный достаток -- очень хрупкое счастье, и зависит оно не от нас, а от аналитиков, политиков, экономистов. Они собираются вместе, что-то подсчитывают и говорят нам: «Друзья, у нас кризис, и мы отменяем ваше богатство!» И вы вмиг теряете все, ради чего много лет трудились. Многие из моих знакомых такого удара не выдержали -- или инфаркт, или самоубийство.

Мы считаем, что успех -- это исполнение наших желаний. И ошибаемся! Желаний так много, они все гонят и гонят нас вперед, и счастье, данное пребыванием в вере и любви, куда-то ускользает. Я говорю сыновьям: «Ты не станешь счастливым от того, что купишь дом, маленький корабль и большой самолет». И я рад, что они это понимают.

Я бы не хотел, чтобы у моих детей развился комплекс великороссов, когда человек считает себя лучшим только потому, что он русский. Дети у меня православные и космополитичные. Одна из моих дочерей замужем за правоверным иудеем, вторая --за католиком ...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ ЗДЕСЬ

Записала Галина Панц-Зайцева

(с) "Лилит"