Найти тему
Калейдоскоп Истории

Позорная история человеческих зоопарков

Оглавление

В конце 19 и начале 20 веков шокирующая демонстрация людей разных национальностей была в моде на Западе, особенно в колониальных империях Великобритании, Франции и Германии. Главным фактором, способствовавшим популярности этих человеческих зоопарков, было то, что в них выставлялись «экзотические» народы из разных уголков мира, которые в тот период были очень привлекательны для масс.

Постер 1893 года, рекламирующий показ народа саами, организованный Карлом Хагенбеком в Гамбурге-Сент-Паули
Постер 1893 года, рекламирующий показ народа саами, организованный Карлом Хагенбеком в Гамбурге-Сент-Паули

Древние истоки позорных показов

Хотя человеческий зоопарк является недавним явлением, его корни можно проследить с глубокой древности. В гробнице египетского фараона Сети I есть фреска, с изображением четырех разных рас известного тогда мира. Этот показ иностранцев также прослеживается в искусстве Ахеменидской империи. В Персеполе, одной из столиц Ахеменидов, все народы, находящиеся под властью империи, были изображены на рельефах, которые украшали Северную и Восточную Лестницы Ападаны. Эти изображения были сделаны как дань могуществу великих Ахеменидских правителей.

Триумф в Риме
Триумф в Риме

Показ иностранных пленников

Художественные изображения затем превратились в реальные показы, иностранные пленники выставлялись на всеобщее обозрение, римскими генералами во время их триумфа в Риме. Это должно было показать превосходство Рима над его врагами и утолить любопытство толпы, которая стремилась увидеть этих странных людей из других стран. Среди наиболее известных пленников, которые были выставлены напоказ во время римского триумфа, были Клеопатра Селена II, Александр Гелиос и Птолемей Филадельф (дети Марка Антония и Клеопатры), Карактак (британский вождь, воевавший против Рима), и Верцингеторикс (Галльский) лидер, который был побежден Юлием Цезарем.

Как развивались человеческие зоопарки

В эпоху Великих географических открытий, испанские и португальские исследователи часто присылали домой, иноземные растения, животных и даже людей, чтобы доказать, что их путешествия были успешными. Эти показы, однако, были доступны только для элиты. В течение 17 и 18 веков наличие слуг не европейского происхождения, было признаком богатства любого аристократа. Однако позволить себе такую роскошь, даже среди элиты могли немногие.

Все изменилось в начале 19 века. Между 1810 и 1815 годами южноафриканская женщина по имени Саарти Баартман (уничижительно прозванная готтентотской Венерой) была выставлена ​​в Лондоне и Париже как «странное шоу», для развлечения европейской публики. Этот случай, служил предшественником человеческих зоопарков, которые назывались «этнологическими экспозициями».

Карикатура на Саарти Баартман (Готтентотская Венера).
Карикатура на Саарти Баартман (Готтентотская Венера).

В первой половине 19-го века иностранцы, такие как Баартман, выставлялись на ярмарках, карнавалах и были частью какого-либо шоу. В этот период акцент делался на разнице между иностранцами и европейской общественностью. Различие между «нормальным» и «ненормальным» было заменено на «цивилизованное» и «дикое», во второй половине XIX столетия в эпоху Нового империализма.

Группа аборигенов, захваченная в Австралии и гастролирующая по всей Европе и Америке в цирковых представлениях PT Barnum & Bailey, где они изображались как жестокие дикари и людоеды
Группа аборигенов, захваченная в Австралии и гастролирующая по всей Европе и Америке в цирковых представлениях PT Barnum & Bailey, где они изображались как жестокие дикари и людоеды

Во времена колониальной эспансии европейских держав, которая в первую очередь затронула Африку. Cреди европейской публики нарастал интерес к проявлениям покоренных народов, которые воспринимались как отсталые дикари. Европейские правительства были более чем готовы удовлетворить этот спрос, и бутафорские деревни с "дикими аборигенами" представлялись на большинстве международных ярмарок и выставок, проводимых в этот период. Однако демонстрация «диких» иностранцев в человеческих зоопарках не ограничивалась одной лишь Европой. Например, в Соединенных Штатах на Всемирной ярмарке Сент-Луиса, состоявшейся в 1904 году, было представлено несколько «живых экспонатов», в том числе более 1000 филиппинцев из десятка племен, размещенных в воссозданных деревнях. В Японии выставка корейцев, которые изображались как людоеды, была организована в 1903 году, за семь лет до японской колонизации Кореи.

Африканцы выставлены на юбилейной выставке 1914 года в Кристиании Осло, Норвегия.
Африканцы выставлены на юбилейной выставке 1914 года в Кристиании Осло, Норвегия.

Человеческие зоопарки приходят в упадок

Человеческие зоопарки начали терять свою популярность в 20 веке. Один из последних случаев этого явления произошел в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, где была представлена ​​конголезская деревня. В конце концов, человеческие зоопарки были подвергнуты критике как унижающие достоинство и были признаны расистскими и неэтичными. Скорее, только появление кинофильмов уводило массы из этих зоопарков в кинотеатры.

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на Канал и ставьте класс