Бари ереко им энкернер джан! Порой мои очерки выглядят чересчур позитивными и восторженными, и даже у самих армян вызывают удивление, но тем не менее я всё равно не могу не выражать любовь и ту палитру эмоций, которую вызывают во мне армяне, и потому продолжаю делиться. Так родился и этот очерк.
Я люблю вас, дорогие мои армяне, люблю вас во всех ваших проявлениях. Иногда, ты просто идёшь по улице и вспоминаешь те или иные события, явления, связанные с армянами, армянским миром, армянским народом. И понимаешь, что даже несмотря на то, что среди армян есть много людей со своими изъянами, всё равно ты их любишь.
Ну вот как не возможно не любить вот эти вот глазища той девушки, которая взглянет вот ими на вас, словно мимолётом, но этого хватит, чтобы согреть вашу душу теплом лета? И всё, в твоём сознании и сердце эти большие чёрные и бесконечно тёплые глаза.
Как не полюбить эту особую армянскую манеру ведения диалога и вообще разговора, который кажется превращается в самобытный ритуал, наполненный жизненной энергией, и украшенный междометиями, которыми богат только армянский язык? Когда к примеру, ваша старшая подруга в ответ на ваш вопрос искренне изумится и скажет "ай, бала! почему нельзя, цавет танем!? аса!"
Или "ийяяя", которое может выразить всю палитру чувств произнёсшего это междометие?
И вот представьте себе разговор в компании армян, которые обсуждают какую-то волнующую тему, какими переходами наполнен этот разговор, например что-то вроде подобного обсуждения:
- Вай, ахпер джан, са мекена шат лав э!
- инч мекена?
- са, BMW M5!
- M5?? Тагхем сирт ет!
- ha!
- Вай, араа!...Ду эш ес, цавт танем! Ты знаешь сколько она бензину ест, ты на что будешь семью содержать??
В ходе этого разговора подключатся ещё и знакомые, каждый при этом будет предлагать свой вариант, и убеждать, почему именно он хорош. В итоге любитель БМВ может остаться на своём мнении, а тот, кто его пытался переубедить, махнёт с досадой рукой сказав что-то вроде "Вай всё! Ты упрям как ишак, покупай свой БМВ, но не говори потом, что я тебя не предупреждал, что ты с ней намучаешься."
И какой бы не был серьёзный спор, но даже в этот момент всё равно я люблю армян, потому что никто как они ТАК не могут спорить и жить этим процессом.
А иной раз в сознании всплывает образ нежного юного трепетного создания, которое готово помочь вам, а когда благодаришь её, то она тут же становится румяной от смущения и опуская взгляд, говорит "вай, да что там, ничего же особенного!..." Боже, где вы увидите прекрасную, как ангела девушку, которая чиста душой, добра и абсолютно бескорыстна? Для меня, человека, который вырос в среде, где красота не показатель чистоты и порядочности, это становится силой, которая просто рвёт сознание в клочья. И я хочу чтобы мне его рвали в клочья этой чистотой и дальше!
Вот как не любить её?
Или взрослые армянки, особенно те, с кем мне посчастливилось подружиться, аствац джан! Я вспоминаю их какое-то во истину материнское тепло, с которым они общаются с тобой, принимают в гости, или показывают Ереван. И за это тепло им хочется отдать вдвое больше своего тепла. Как их не любить? Тех, кто своей любовью хранят своих родных, детей и мужей? Тех кто дарит любовь от чистого сердца?
А молодые люди и мужчины-армяне? Думаете я забыл о них? О том, как к примеру, ветеран МВД с отцовской заботой встретил меня, и поведал Свою историю Армении и Еревана? Или как водитель такси в аэропорту звартноц, мой ровесник, словно он - родной брат, позаботился о моей доставке до хостела, когда я разминулся с трансфером. Помню ценю и люблю их и за то, как мой друг по армянской школе готов поддержать меня в любой ситуации. И честно, если надо, указать мне на мои ошибки. И всё это будет сделано без какой-то показухи, артистизма. Просто потому что это по-человечески, по-христиански. На эту открытость, спокойствие, уверенность, мудрость, доброту и дружеское отношение хочется равняться. И как не любить и не ценить это всё в армянских мужчинах.
И ещё, даже если на моём пути попадались армяне, которые вели себя непорядочно, некорректно, всё равно я не перенёс обиду на весь народ. Да и даже на самих обидчиков, просто потому что я чувствую, что они словно недоросли, не получили, не дано им было получить этот макардак. Они выглядят как армяне, могут говорить как армяне, но в них что-то сломано, и они не армяне. И потому, злясь на то зло, которое порой они мне причиняли, я не злился на армян. И не злюсь.
Я не могу не любить вас, мои дорогие армяне. И надеюсь, что мы, русские научимся вновь у вас, как быть людьми и восстановить всё то что было когда-то у нас - широта души, скромность, товарищество, патриотизм, человечность, чувство семьи и чувство прекрасного - ту основу нашего духовного братства.
И люблю, люблю беззаветно своей русско-армянской душой