Найти тему
Ветка жизни

Григорий, бодрствующий вечно.

Писания подвижников и православные проповеди наших дней и основном количестве своем направлены на прикладную жизнь нашу. На то, как выжить в современном мире, держась Церкви, о неосуждении ближних, о прощении, о милосердии. Если говорить в общем – тема любви к ближнему, борьбы со страстями и покаяния. Но существуют еще и такие более высокие темы, о которых говорить с амвона практически не принято. Тем не менее человек должен понимать, для чего необходимо очищение от греха, что сама перемена в покаянии должна быть первым шагом к большему, что развитие человека не оканчивается «очищением сосуда». Как перед лицом смерти уходит в забытие все то, что казалось нам важным, так должно будет предстать пред нами и самое действительно главное. Что это, главное, дарующее нам жизнь и прощение? Сгорим ли от напрасности своей, представ пред Господом, или все же останемся живыми, потому что стяжали хоть малую частичку благодати Его, наполняющей хоть немного годные «сосуды скудельничи» смыслом бытия.

Имя Григорий переводится с греческого как «бодрствующий». Это имя одно из немногих, которые относятся к собственно христианскому происхождению. Так и есть: бодрствование – одно из качеств идеального христианина. Много святых Григориев чтит Православная Церковь. Это и святитель Григорий Чудотворец, живший в 3 веке, и Григорий Назианзин старший, отец еще одного Григория – Богослова, и Григорий Нисский, и Григорий Двоеслов. Но есть еще один выдающийся Григорий, которому выражено великое почтение и его день отмечается два раза в год – 14(27) ноября и во вторую неделю (то есть воскресение) Великого поста – Григорий Палама – святой учитель Церкви, отец исихаст, созерцающий благодать Божию и доныне. Этот уникальный святой во много крат преумножил в себе дары Господни, на первый взгляд противоречащие друг другу: бодрствование и мирный покой, молчание и слово.

Семья Григория Паламы происходила от аристократического рода, который эмигрировал в конце 12 века из Азии в Константинополь. Отец Григория – Константин Палама – был сенатором и воспитателем внука императора Андроника II. Когда маленькому Григорию было семь лет, его отец ушел из жизни, успев принять монашеский постриг на смертном одре. Воспитанием молодого юноши занялся сам император, устроив его в императорский университет. Там Палама изучил не только граммаику, риторику, физику и логику, но и те труды ученых и мыслителей, которые не входили в учебные программы. Филофей Коккин, впоследствии ученик святителя, писал, что самостоятельная духовная жизнь будущего святого началась общением с приезжавшими в Константинополь афонскими монахами. По их совету он «изменил свои прежние привычки», предался «воздержанию, посту и бодрствованию», отказавшись от аристократического образа жизни. Не смотря на то, что император прочил Паламе политическую карьеру, 20-летний воспитанник все же принял решение о постриге в монашество и отбытии на Афон. Вместе с Григорием избирают монашеский путь и мать его Кали, и две сестры – Епихарида и Феодотия, как и некоторые из его рабов. Два младших брата – Макарий и Феодосий – тоже последовали примеру Григория и отплыли вместе с ним на Святую гору Афон. Там, под руководством преподобного Никодима Ватопедского, святой проводит два года в послушании и постно-молитвенном состоянии, прежде чем свершается его постриг. После смерти духовного наставника, примерно через 18 лет после прибытия на Афон Григорий Палама переселяется в Лавру святого Афанасия. Через три же года вовсе удаляется в пустыню под названием Глоссия. Спустя два года святому снова предстоит дорога: он и еще 11 монахов вынуждены бежать от турецких набегов в Фессалоники. Там он принимает священнический сан. Около 1326 года - снова переселение. Уже на гору близ Верии, где он предается суровой аскезе. В 1331 году, из-за повторявшихся набегов сербов на Веррию, святитель снова вынужден переселиться, но уже обратно на Афон, в пустыню св.Саввы близ Лавры. Но долгого пустынножительства не вышло. В 1335 году начался знаменитый спор Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским, продлившийся целых шесть лет. В результате этих споров святитель Григорий Палама защищает не только опыт безмолвствующих монахов, но и оберегает церковное понимание богообщения и спасения от разрушительных европеизированных поверхностных отношений к этим вопросам.

Святитель Григорий говорил, что «энергия» Святого Духа, которая приходит к нам в молитве и таинствах, не есть Его «сущность» (ousia по-гречески). Божественная нетварная энергия преображает и освещает наш мир и все наше существо: наш ум, нашу душу, и да, – даже наше тело, и преображает нас в божественных существ. Это происходит в процессе, называемом theosis (греч. - обожение).

Вот основные положения драгоценного учения святителя Григория:

1. Между Сущностью и сущностной энергией Бога имеется «богодостойное различие». Они «различаются без расхождения». Сущность существует Сама по Себе, а энергия нет. Сущность — причина энергии. Сущность не допускает причастности к Себе, а энергия допускает причастность к Себе. О Сущности можно говорить только в единственном числе, а об энергии и в единственном, и во множественном числе. Сущность не именуема, а энергия именуется.

2. Энергия есть «нетварная и природная благодать и озарение, неисходно выходящие» от Божией Сущности.

3. Различая в Боге Сущность и природную энергию, мы не вводим двубожия и не нарушаем Божией простоты, ибо и ум человека, по мнению святого Григория Нисского, никто не назовет сложным только потому, что, кроме своей сущности, он имеет еще различные действия, способности и познания.

4. К энергии можно прилагать имя «Божества», т.к. энергия не отделима от Сущности Бога. Один и Тот же Бог пребывает в Своей неприступной Сущности и одновременно всецело Себя сообщает в Своей благодати; Божественные энергии — Сам Бог. Они — особый образ бытия Бога вне Его Сущности.

5. Согласно с Преданием — говорить, что Сущность выше энергии (потому что энергия исходит из Сущности, а не Сущность — из энергии).

6. Причастность Богу есть причастность Его энергии. «Когда мы говорим, что Божественная Сущность приобщима не в Самой Себе, а в Своих энергиях, мы остаемся в границах благочестия».

7. Свет Преображения не сотворен, но есть вечное сияние Божества. «Бог именуется Светом не по Своей Сущности, а по Своей энергии». (пункты взяты из «Догматического богословия», архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов)).

Главное, о чем идет речь в этих пунктах это то, насколько близок к нам Бог.

Его энергии - «как лучи Солнца. Физики теперь совершенно уверены, что свет – это и есть часть Солнца, часть его материи. Он  существует в квантах, имеющих как волновую, так материальную природу. Имея такую природу, свет может двигаться, оставаясь солнцем по существу. Как солнце имеет возможность влиять на нас и согревать, так и Бог Сам лично влияет и согревает нашу душу . Не при помощи лучей, света, или чего-то там еще, а Самим Собой. Отец Небесный всегда рядом. Движению к Богу или обожению человека препятствует только наша порочная жизнь, закрывающая нас от Него, как зонтик.» (Священник Константин Камышанов)

св. Григорий провел большую часть своей жизни, сталкиваясь с оппозицией своему учению, и даже был отправлен в тюрьму на несколько лет из-за этого. Но, в конце концов, он был освобожден, и его учение было провозглашено православным на нескольких соборах, проведенных при его жизни в Константинополе в 1341 и 1351 гг.

Григорий Палама рассказал нам многое о значении нашего тела в молитвенной жизни.

«Во время пребывания в Фессалониках святой Григорий и другие монахи-исихасты проповедовали мирянам, что практика непрестанной молитвы с соблюдением церковных таинств может привести и действительно приводит к реальному общению с Богом; с нетварной «благодатью» Божией, или Его «энергией» – как на физическом, так и на духовном уровнях.

И это было не просто учение для монахов, потому что, согласно исихастам, нет никакой области человеческой деятельности, человеческой жизни, которая была бы вне досягаемости Бога, когда мы стремимся действовать в «синергии» с Богом, то есть, когда мы все делаем с Божьей благодатью.

Он смог поддерживать свое внутреннее внимание с непрестанной молитвой в сердце, центром его жизни был Христос. И его молитвы на самом деле творили чудеса уже при его жизни. Ему действительно удавалось сохранять центр внимания на Христе и во Христе среди испытаний и невзгод жизни, – не за ее рамками. Так, шум повседневной жизни не был препятствием для его молитвы, его сосредоточенности.» (инокиня Васса (Ларина))

Святитель почил 14 ноября 1360 года, в возрасте шестидесяти трех лет.

«Когда блаженная душа оставила бренное, но святое тело великого архиерея Григория, то чудодейственная благодать витавшего в нем Святого Духа проявила себя необычайным образом: яркий необыкновенный свет наполнил горницу, в которой лежало тело Григория, и этот чудный свет видели все собравшиеся взглянуть в последний раз на кроткого и любвеобильного владыку». (святит.Филофей Константинопольский) Этим чудом Господь напомнил о том нетварном свете, о котором в своих трудах говорил святой.

Нетленные мощи Григория Паламы были и остаются источником особой благодати. Не удивительно, что святитель был канонизирован по прошествии не многих лет – всего через девять лет после кончины.

«Если бы восторжествовала точка зрения Варлаама, Акиндина или Никифора Григоры, люди лишились бы главного в своей жизни — веры в действенное, реальное участие в ней Бога, уверенности в существовании благодати Божией, надежды увидеть Его милость и свет. Люди лишились бы возможности и способности приобщения к великому чуду Божией любви — одного из драгоценнейших действий в нас Бога.» - пишет Киприан Шахбазян, руководитель издательского отдела Екатеринодарской и Кубанской епархи.

В первое воскресение Великого поста отмечается день Торжества Православия, но и следующее воскресение – день Григория Паламы – можно по праву считать вторым Торжеством Православия, торжеством правды и Истины.