Одним из основных грузовых электровозов на переменном токе в СССР был электровоз ВЛ80 (Владимир Ленин). Выпускался он с 1961 по 1995 годы на Новочеркасском заводе.
У ВЛ80 было несколько прозвищ: «Аврора», «Выльник», «Кайзер», «ВОСЬМИДЕСЯТка», «Мазей», а также, в зависимости от индекса, «Кашка», «эСка», «эРка», «Тэшка».
Всего было выпущено почти 5 тысяч (4921) электровозов этой серии, но «чистых» восьмидесяток было выпущено всего 9 штук, остальные – это модернизированные версии этой серии.
Уже в 1963 г. (и по 1971 г.) начали выпускать первую модификацию серии – ВЛ80к (всего было выпущено 695 единицы). С 1967 г. по 1984 г. выпускали ВЛ80т (всего 1317 электровозов), в 1974-1986 гг. – ВЛ80р (всего 373 единицы), в 1979-1995 гг. – ВЛ80с (всего 2746 единиц; больше, чем всех остальных модификаций, вместе взятых). Последней модификацией стала ВЛ80см (1991-1995 гг.) – всего было выпущено только 4 таких электровоза.
Также было выпущено несколько различных экспериментальных моделей этой серии, но массовости они не получили.
Все модификации внешне несколько отличаются друг от друга – некоторыми элементами лицевой части кабины. А вот наличие красной звезды на кабине было характерной чертой всех моделей серии ВЛ80. Хотя сейчас всё чаще стали встречаться ВЛ80 без красной звезды – видимо, её снимают в процессе капитального ремонта электровоза.
Изначально ВЛ80 был двухсекционным электровозом, т.е. могли работать только двумя или четырьмя сцепленными секциями. Но с модификации ВЛ80с этот электровоз мог работать и с тремя сцепленными секциями.
Конструкционная скорость ВЛ80 (т.е. максимально возможная скорость) – 110 км/час, а номинальная скорость (скорость, при которой электровоз может наиболее эффективно работать на протяжении неограниченного времени) – всего 50-56 км/час (в зависимости от модификации).
В настоящее время еще много эксплуатируется электровозов этой серии и до сих пор ВЛ80 является основным грузовым электровозом железных дорог с переменным током. Их можно встретить практически на всех железных дорогах России, Беларуси, Казахстана, Украины, Узбекистана. Хотя с конца 2000-х эти электровозы постепенно списываются и заменяются новыми моделями. В России основной заменой ВЛ80 являются электровозы ЭС5К (выпускаются также Новочеркасским заводом).
Есть у ВЛ80 и брат-близнец – электровоз ВЛ10, только он используется для сетей постоянного тока. А последователем ВЛ80 стал электровоз ВЛ82.
ВЛ82 – электровоз для сетей как с постоянным током, так и с переменным. Выпускался в 1966-1979 годах. Всего было построено 91 единицы. ВЛ82 был создан на базе ВЛ10 и ВЛ80. С 1972 г. выпускалась модифицированная модель ВЛ82м.
Использовались эти электровозы на дорогах, где есть участки стыковки линий переменного и постоянного тока: Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская, Южная (Украина) железные дороги. Но их-за этого стоимость эксплуатации таких электровозов выше.
Увидеть ВЛ82 сейчас можно только в Ростовском музее ж/д техники – к началу 2010-х все электровозы серии были списаны.