Найти тему

Эйфелева башня празднует свои 130 лет!

Первоначально Эйфелева башня задумывалась как временное украшение и была построена к Всемирной Парижской выставке 1889 года, приуроченной к 100-летию Дня взятия Бастилии. Где играла довольно скромную роль – служила главным входом. После окончания выставки сборно-разборную конструкцию планировали демонтировать, чем парижане были недовольны – консервативные горожане терпеть не могли Железную Мадмуазель . «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса» – писал архитектор Шарль Гарнье.

1889 год. «Вход на Всемирную выставку (Entrance to the Exposition Universelle)». Париж, музей Карневале
1889 год. «Вход на Всемирную выставку (Entrance to the Exposition Universelle)». Париж, музей Карневале

Говорят, и французский новеллист Ги де Мопассан терпеть не мог Эйфелеву башню, однако обедал в её ресторане каждый день. Однажды его спросили, почему он обедает в ресторане на башне, которая ему не нравится. «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда эту дурочку не видно» – ответил шутник.

«В Париже торжественно открыта Эйфелева башня», подробнее на «Завалинке»

«la tour Eiffel» названа в честь конструктора Гюстава Эйфеля, который называл её просто – 300-метровой башней. Сам Гюстав Эйфель, имя которого носит башня, непосредственно в проектировании не участвовал. Трудились архитекторы и инженеры из его бюро. Эйфель не забыл талантливых авторов архитектурно-инженерного шедевра, имена 72 создателей были выгравированы на башне.

Густав Эйфель (снизу) вместе с коллегой на верхнем ярусе башни в 1889 году
Густав Эйфель (снизу) вместе с коллегой на верхнем ярусе башни в 1889 году

Строительство башни заняло 2 года 2 месяца и 5 дней с момента начала возведения – земляные работы по строительству Эйфелевой башни были начаты 28 января 1887 года. Финальный этап строительства был завершен 31 марта 1989 года. Для работы было использовано 18 038 металлических деталей, для соединения которых было использовано 2,5 млн заклёпок. Для выполнения такой работы в разные моменты строительства были задействованы до 300 рабочих одновременно. Металлические конструкции весят 7300 тонн, а общий вес, включая неметаллические элементы, составляет 10 тыс. тонн.

Завершение строительства Эйфелевой башни. 1889 год
Завершение строительства Эйфелевой башни. 1889 год

В мае 1889 года башня была открыта для посетителей. Первые 30 000 посетителей прошли 1710 шагов пешком до вершины – лифты были запущены только 20 дней спустя. Ночью красавицу освещали 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году на конструкциях «Железной дамы» появились электрические лампы.

Эйфелева башня в лампочках. 1889 год
Эйфелева башня в лампочках. 1889 год

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.

В момент истечения 20-летнего срока в 1909 году, городские власти приняли решение оставить сооружение для научной работы в сфере передачи радиосигналов. Первая радиостанция была размещена на башне в 1906 году, в Первую мировую войну башня использовалась как военный стратегический объект связи. В 1921 году с башни пустили первое радиовещание, а с 1957 года началась история французского телевидения.

Кстати, в годы Второй мировой Эйфелева башня не сдалась Гитлеру. Партизаны сломали лифты и, посетивший Париж, Гитлер так и не смог попасть наверх. Перед отступлением из Парижа Гитлер приказал снести непокорное строение, но его приказ не выполнили...

Буду рада вашему лайку и новым подписчикам канала «История, которую мы забываем». Спасибо.