Из воспоминаний
Я родился в Турции, в провинции Амасья. Там до шести лет я ходил с бабушкой и мамой в хаммамы. Эти дни в моих воспоминаниях помнятся образами: солёных груш, сармой, и специальной авоськой, в которой лежали принадлежности для хаммама. Для меня турецкие бани не были лишь местом для купания. Там мы проводили до девяти часов, ели и пили и даже пели. Мне кажется, хаммам для женщин был ещё и местом для снятия стресса. Одни женщины, у которых росли сыновья, выбирали себе невест (именно в хаммаме, да), другие сплетничали, третьи делились своими семейными вопросами, рассказывали о проблемах с мужьями. Безусловно, подобные традиции были не только в моём детстве. Хаммамная культура как ценность турецкого общества существовала испокон веков.
Как появился хаммам
Слово «hamam», происходящее от арабского «hamma» (т.е. «нагреваться»), означает особенную паровую баню. В Средней Азии у тюркского народа были паровые бани, которые они называли «маньчжурскими». Тюрки объединили азиатскую традицию с культурой римских бань из Анатолии и родился синтез – «турецкая баня» или хаммам.
В истории
Со временем эти бани обрели свои традиции, связанные с верованиями и философией жизни, они стали институтом, который распространился по всей Анатолии. Хотя турецкая баня использовала ту же систему отопления, что и древнеримская, она во многом отличается. Турецкая баня состоит из трёх секций: прохладная комната (soğukluk bölümü), тёплая комната (ılıklık bölümü) и самая горячая комната (sıcaklık или harrare bölümü). Двойные турецкие бани имели отдельные секции для мужчин и женщин, в то время как одиночные ванны женщины могли принимать в определённые дни и часы.
В ранний Османский период турецкие бани строились не только в городах Изник и Бурса, но и в комплексах за пределами городов, где проходила торговля. После взятия Стамбула в 1453 году султан Мехмед II Завоеватель построил в городе 19 бань, пять из которых были довольно большими.
Османы развивали византийские рынки и строили там свои хаммамы. Доходы от этих бань, спонсируемых фондами во главе с султаном, членами королевской семьи или другими ведущими фигурами империи, использовались для поддержания мечети или других зданий в комплексе. В 17 веке турецкий путешественник и писатель Эвлия Челеби записал, что только в Стамбуле был 151 хаммам.
Принадлежности
Сабо для ванны (nalın), которые носили на ногах, были вырезаны из дерева в специальных формах и украшены с использованием различных методов. Сабо имели достаточно высокую платформу, защищая таким образом ноги купальщика, которые никогда не соприкасались с мыльной водой. Самыми популярными гребнями были гребни из слоновой кости, покрытые серебром и золотом. Тонкие банные полотенца (pestamal) имели зачастую клетчатый узор, их украшали различными видами вышивки. Самые качественные полотенца ткали в Бурсе.
Особые банные дни
В турецкой традиции были особенные «банные дни», например: свадебная баня – её принимали за день до свадебного торжества; сорокадневная баня – принималась на сороковой день после рождения ребенка; «баня сушки слёз» – на ней присутствовали все родственники и друзья умершего через двадцать дней после его/её смерти; «баня монаха» – проводилась для того, чтобы исполнилось желание; «гостевая баня» – хозяйка приглашала своих друзей и родственников, чтобы встретить специального гостя; и «праздничная баня», которую принимали накануне религиозных праздников.