По мере погружения в фудшэринг в Германии и Москве опять стал возвращаться к далёкой для меня проблематике бедности. Меня как учителя интересуют в первую очередь закладки из воспитания и образования, которые затем "аукиваются" во взрослой жизни.
Итак, небольшие путевые заметки.
1. Негативное мышление, а не доброжелательный настрой. Есть у меня один знакомый. Я с ним особо не общался, но пересекались в школе и компаниях. Очень мало. Он залип в тяжёлую ситуацию на несколько лет. Ограбили, кинули, избили и др. В итоге, по его словам, не мог устроиться на работу и не было денег ни на что. Я позвал его в Москву, сказав, что поживёшь у меня, еды много, проездной дам. Мол, начинай, подрабатывать, выкарабкиваться, а потом на ноги становиться. Было много наблюдений за ним, но самое главное - негативное мышление. Все козлы, мудаки, подонки, кидалы. Предлагаешь возможность - он отметает, так как везде подстава. Куча неги. То есть человек не готов и не хочет взять ответственность за свою судьбу и результаты, а хочет по-детски инфантильно переложить ответственность на других. В итоге он нигде так и не стал работать, подработки я ему давал, ел он за двоих, спал долго, курил и спускал деньги на другое. В целом бедность - это личный выбор, среди миллионов других. Я в итоге ему купил обратный билет домой и я ещё оказался во всём виноватым.
2. Поиск причин провала, а не возможностей победы. Бедняк всегда найдёт целый портфель отмазок, почему не получится, почему он не будет что-то делать. Тысячи причин, тысячи убеждений. Бедняк будет искать причину в своём возрасте (не возьмут уже на работу), квалификации, поле, внешности и в чём угодно. Что везде всё платно, по блату, везде коррупция, всё сложно. Хотя можно искать возможности: искать, пробовать, меняться, советоваться, спрашивать, просить помощи и поддержки. Например, в Германии я оказался почти на пол месяца вообще без налички и нашёл возможности достать продукты: и у прохожих просил, и фудшэринг на немецком освоил, и с людьми связался. В итоге ещё делился с профессорами, уборщицами и др. Мозг часто хочет зацепиться за своё мировоззрение, привычки, убеждения, рамки, шаблоны, контекст, а не открыть новые горизонты.
3. Паразитизм и халява. В фудшэринге часто ищут халяву. Хотят забирать продукты только. Многие месяцами и годами это делают, не отдавая ничего взамен. Паразита не интересует, откуда появились продукты, кто за них заплатил, кто их спас, сохранил, привёз, распределил. Его не интересует, сколько люди потратили времени и энергии на это. Он не готов отдать что-то, а только взять. Хотя многие в фудшэринге 1-2 раза заберут, всё поймут и потом уже сами спасают продукты и раздают другим. То есть часто человек со здоровым мировоззрением быстро переключается с просящего на дающего. А есть закостенелые попрошайки. Трезвый человек спрашивает, чем помочь, как содействовать. "Могу то-то и тогда-то. Не хочу быть паразитом. Денег сейчас нет, но потом отдам. Времени сейчас нет, но потом тоже буду выделять". На моих глазах десятки примеров. Общаешься с человеком месяц - он всё ждёт халявы. Общаешься с другим два раза, а он уже сам раздаёт. И первый - это здоровый мужик со свободным временем, а вторая - женщина с детьми. Несколько раз раздавал продукты мамочке, которая живёт на районе с квартирами дороже 15 млн. Дак она ни разу не спросила, чем может она или её муж помочь.
4. Жертва и спасатель. В благотворительности это вообще частая проблема. Одни, спасатели, хотят на себя натянуть маску спасателей, благодетелей, святых и "помогать" "нуждающимся". Вторые хотят быть жертвами, нуждающимися, слабыми. Обе группы не хотят увидеть личный выбор и ответственность каждого за ситуацию. В итоге очень часто спаситель становится жертвой. Он может уставать, терять смысл, жертва начинает ему давать предъявы. Спаситель часто хочет не реально разрешить ситуацию, а создать видимость помощи. Помочь с последствиями, а не причинами. Получается такая медвежья услуга. Например, спаситель может только подсаживать жертву на халяву и помощь, закабаляя её в статусе жертвы и продолжая снимать ответственность.
Многие кормят бездомных постоянно, а я часто встречаюсь на помойках с бездомными, которые уже пенсионеры, имеют форму лучше молодёжи, уважительны, достойно себя ведут и сами спасают еду. Никого ни о чём не прося. А кому-то нравится больше быть жертвой. Спасатели любят тешить своё эго "хорошим" делом. Им больше нравится процесс "чистки кармы", чем результат реальных изменений. Им больше нравится раздавать рыбу, а не показывать, как делать удочку.
Спасатели фудшэринга не успевают забирать всю еду, а активисты "кормить бездомных" собирают деньги на продукты, хоят могли спокойно бы просто помогать спасать продукты и ещё обучить нуждающихся. В итоге бездомный лучше сидит без движения на холоде тунеядствуя, вместо того, чтобы раздавать листовки, курьерить и др. Мест, где можно отмыться и найти одежду полно. Это личный выбор среди миллиона других возможностей.
Каковы глубинные корни проблемы? Как не допустить таких моделей в себе, своих детях, окружении и учениках?
1. Деятельно-трудовое воспитание и образование. 10 лет паразитом в школе. Кто-то ещё потом 4 года в ВУЗе, а кто-то 6, а кто-то 9. В старшей школе сидит лось, не трудиться, тётенька ему оценочки ставит. В итоге на паразита пашут родители, учителя, государство. Хотя это лось может и в 5 утра до школы вагоны разгружать, и курьерить, и полы мыть. И много чего ещё. Я уже не говорю про трудовые школы, где дети получают профессии, учатся в практике и труде, сами готовят и следят за школой. Человек очень большую часть взросления паразитит под миловидными предлогами "выучись сначала".
2. Пропаганда честного труда, а не халявы. ЧтоГдеКогда, кто хочет стать миллионером, лотереи и др. - с детства идёт массовая подсадка на халяву, ненужный "труд", за который можно получить денег. Затрону российскую духовную скрепу ЧтоГдеКогда. Сидят куча взрослых мужиков, в костюмах, непригодных для труда, свободного движения, за которыми сильно нужно ухаживать. Отсиживают задницы. Умничают на безполезные для общества темы. Какой это пример? Это пример ненужных знаний? Это пример праздного класса и паразитизма на трудящихся? Это пример элитарных клубов, ресторанов?
3. Ответственность и взросление. Пораньше давать ответственность, чтобы ученик как можно раньше осознал, что его судьба - это результат его поступков. Что отношение к событиям - это его личный выбор. Мы же стараемся отгородить чад от принятия решений, ответственности и самостоятельности. Медвежья услуга и удушающая материнская гиперзабота. Когда мне звонит чья-то мама и просит "спасти" её сына -студента, то я понимаю, что помогать придётся не с экономикой, а с мамой. Если мне девочки-школьницы могут самостоятельно звонить, договариваться и решать все вопросы, а чадо с 3 курса не может - мама всё решает. И я сразу поясняю, что результатов не будет, пока вы чадо от сиськи не оторвёте.
Примеры и инсайты можно приводить долго. Родители и учителя всё поймут и будут творчески применять. Так как семья и образование - это непрерывный процесс воспитания в действии и поступках.
У нас в России принято нынче мусолить цифру в 20 млн. бедных. Как мы её объясняем?! "Элита, депутаты, богачи" обворовывают. И это часть правды, ведь в межотраслевом балансе это просто перераспределение финансовых потоков от одних к другим. Но эти "бедняки" могут спускать большие бюджеты на наркотики (алкоголь, табак, кофе), проституток. Они могут подолгу смотреть телевизор, лежать на диване, хаять власть. Они могут негать и не выстраивать отношения в обществе. Они могут не учиться и не меняться, осваивая навыки и умения. Не надо снимать ответственность с людей. Не надо делать медвежьих услуг.
Фудшэринг. Фудшэринг начинался с благородной цели спасения продуктов и сокращения мусора. Но это технология, а любая технология - это лишь приложение к нравственности. Помимо пользы, фудшэринг где-то подпитывает деструктив. Человек может потратить на дорогу несколько часов, чтобы забрать несколько булок хлеба, хотя он мог бы за это время больше заработать. Экологический след для общества тоже немалый, ведь спасатель тратит время, энергию, потом размещает пост, ведёт переговоры, ждёт, раздаёт и др. Колоссальные затраты ресурсы, ради малой раздачи. Поэтому тут, конечно, ещё оптимизировать и оптимизировать.
Ну и самый яркий пример мысленных установок на нищету - это неприкасаемые (little people) в Индии, которых под 300 млн. Они фанатично веруют, что это их судьба и её нельзя менять. Карма. Они не хотят даже выходить из этого статуса.