Найти тему
Заходи на огонёк!

"Я шагаю по Москве": сценарист культового фильма Геннадий Шпаликов покончил с собой будучи нищим и безработным

Геннадий Шпаликов закончил суворовское училище, его ждала карьера военного, но из-за серьёзной травмы ноги службу пришлось оставить.

Гена поступил во ВГИК, где все любили его за лёгкость и обаяние. Судьба складывалась на редкость удачно: уже в 24 года Шпаликова пригласил Марлен Хуциев поработать над "Заставой Ильича".

О готовящемся фильме большой друг Шпаликова и автор романа "В окопах Сталинграда" писатель Виктор Некрасов написал так: "Спасибо Хуциеву и Шпаликову за то, что не вытащили они за ус старого рабочего, который всё и всему поучает..." Однако то, что молодые герои сами ищут свой путь в жизни, совсем не понравилось руководству страны. На встрече с интеллигенцией Хрущёв охарактеризовал "Заставу Ильича" так: "Три парня шляются по городу и ничего не делают". Чиновники подхватили и разнесли картину в пух и прах, мол, рабочий класс оскорблён, партия оскорблена, а о руководящей роли партии вообще ни слова - как это так? В итоге фильм нещадно перекорёжили, и вышел он только после основательной переделки под названием "Мне двадцать лет". (В первоначальном виде и под авторским названием "Заставу Ильича" зрители увидели только в восьмидесятых).

Потом был фильм "Я шагаю по Москве". С бутылкой шампанского Шпаликов пришёл к режиссёру Георгию Данелии и сказал: "Я придумал для тебя классный сценарий. Дождь, посреди улицы идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он всё едет за ней и улыбается...А дальше придумаем!"

Стали думать. Сценарий приходилось бесконечное количество раз переделывать, потому что и здесь было три парня и девушка, да ещё и сценарист тот же. Худсовет сценарий не принимал, чиновники требовали где-то убрать, где-то уточнить, где-то "прочертить и разработать". Время шло, Шпаликов и Данелия писали и переписывали, а сценарий всё не принимали... Когда, наконец, фильм сняли, то увидев готовый материал, члены худсовета опять стали придираться, мол, непонятно, о чём фильм, уточните смысл, товарищи. Тогда был придуман эпизод с полотёром, с которым Володя обсуждает свой рассказ. Члены худсовета остались довольны.

Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Из открытых источников интернета
Кадр из фильма "Я шагаю по Москве". Из открытых источников интернета
Между прочим,
Георгий Данелия считал Никиту Михалкова, которого предложил снимать Гена Шпаликов, маленьким и не собирался брать его в фильм. Однако пока переписывали сценарий, Михалков успел...вырасти.

Музыка к фильму уже была написана композитором Андреем Петровым, а слова "А я иду, шагаю по Москве" Шпаликов придумал прямо во время съёмок.

После фильма "Я шагаю по Москве" Шпаликов продолжал писать сценарии. Он был второй раз женат на актрисе Инне Гулая, у них родилась дочка. Как режиссёр он снял фильм "Долгая счастливая жизнь" с Инной Гулая и Кириллом Лавровым в главных ролях.

Инна Гулая, Геннадий Шпаликов и их дочь. Из открытых источников интернета
Инна Гулая, Геннадий Шпаликов и их дочь. Из открытых источников интернета

О самом молодом талантливом сценаристе писали в газетах и журналах, готовилась к выходу книга про Геннадия Шпаликова. А потом всё начало рушиться.

Друг Виктор Некрасов оказался в опале. Он жил в Киеве и в буквальном смысле бедствовал. Тогда Гена поехал в Киев, оставил заявку на сценарий и весь полученный аванс отдал другу. Но за Некрасовым велась слежка, киностудия расторгла договор и потребовала от Шпаликова вернуть деньги.

Теперь отвергали всё, что писал Шпаликов - будто и не было в стране такого сценариста. Он запил, Инна с дочкой от него ушла. Виктор Некрасов эмигрировал, не выдержав притеснений и устраиваемых против него провокаций. Одалживая у знакомых деньги на выпивку, некогда известный сценарист всё больше погружался в депрессию...

В 1974 году в возрасте 38 лет Геннадий Шпаликов повесился, оставив предсмертную записку. На сберкнижке у него лежало меньше рубля...

Одно из самых известных стихотворений:

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.