Геннадий Шпаликов закончил суворовское училище, его ждала карьера военного, но из-за серьёзной травмы ноги службу пришлось оставить.
Гена поступил во ВГИК, где все любили его за лёгкость и обаяние. Судьба складывалась на редкость удачно: уже в 24 года Шпаликова пригласил Марлен Хуциев поработать над "Заставой Ильича".
О готовящемся фильме большой друг Шпаликова и автор романа "В окопах Сталинграда" писатель Виктор Некрасов написал так: "Спасибо Хуциеву и Шпаликову за то, что не вытащили они за ус старого рабочего, который всё и всему поучает..." Однако то, что молодые герои сами ищут свой путь в жизни, совсем не понравилось руководству страны. На встрече с интеллигенцией Хрущёв охарактеризовал "Заставу Ильича" так: "Три парня шляются по городу и ничего не делают". Чиновники подхватили и разнесли картину в пух и прах, мол, рабочий класс оскорблён, партия оскорблена, а о руководящей роли партии вообще ни слова - как это так? В итоге фильм нещадно перекорёжили, и вышел он только после основательной переделки под названием "Мне двадцать лет". (В первоначальном виде и под авторским названием "Заставу Ильича" зрители увидели только в восьмидесятых).
Потом был фильм "Я шагаю по Москве". С бутылкой шампанского Шпаликов пришёл к режиссёру Георгию Данелии и сказал: "Я придумал для тебя классный сценарий. Дождь, посреди улицы идёт девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он всё едет за ней и улыбается...А дальше придумаем!"
Стали думать. Сценарий приходилось бесконечное количество раз переделывать, потому что и здесь было три парня и девушка, да ещё и сценарист тот же. Худсовет сценарий не принимал, чиновники требовали где-то убрать, где-то уточнить, где-то "прочертить и разработать". Время шло, Шпаликов и Данелия писали и переписывали, а сценарий всё не принимали... Когда, наконец, фильм сняли, то увидев готовый материал, члены худсовета опять стали придираться, мол, непонятно, о чём фильм, уточните смысл, товарищи. Тогда был придуман эпизод с полотёром, с которым Володя обсуждает свой рассказ. Члены худсовета остались довольны.
Между прочим,
Георгий Данелия считал Никиту Михалкова, которого предложил снимать Гена Шпаликов, маленьким и не собирался брать его в фильм. Однако пока переписывали сценарий, Михалков успел...вырасти.
Музыка к фильму уже была написана композитором Андреем Петровым, а слова "А я иду, шагаю по Москве" Шпаликов придумал прямо во время съёмок.
После фильма "Я шагаю по Москве" Шпаликов продолжал писать сценарии. Он был второй раз женат на актрисе Инне Гулая, у них родилась дочка. Как режиссёр он снял фильм "Долгая счастливая жизнь" с Инной Гулая и Кириллом Лавровым в главных ролях.
О самом молодом талантливом сценаристе писали в газетах и журналах, готовилась к выходу книга про Геннадия Шпаликова. А потом всё начало рушиться.
Друг Виктор Некрасов оказался в опале. Он жил в Киеве и в буквальном смысле бедствовал. Тогда Гена поехал в Киев, оставил заявку на сценарий и весь полученный аванс отдал другу. Но за Некрасовым велась слежка, киностудия расторгла договор и потребовала от Шпаликова вернуть деньги.
Теперь отвергали всё, что писал Шпаликов - будто и не было в стране такого сценариста. Он запил, Инна с дочкой от него ушла. Виктор Некрасов эмигрировал, не выдержав притеснений и устраиваемых против него провокаций. Одалживая у знакомых деньги на выпивку, некогда известный сценарист всё больше погружался в депрессию...
В 1974 году в возрасте 38 лет Геннадий Шпаликов повесился, оставив предсмертную записку. На сберкнижке у него лежало меньше рубля...
Одно из самых известных стихотворений:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.