Найти в Дзене
Алексей Сизов

Искусство войны. Ронсеваль: загадка гибели Роланда

В 778 году, в битве в Ронсевальском ущелье, рыцарская конница впервые потерпела крупное поражение. Армия франкских рыцарей с трудом прошла через горный хребет, а ее арьергард под командованием Роланда был полностью уничтожен сильным отрядом народа басков. Впоследствии поэты и хронисты дополнили эти события таким количеством «авторских фантазий», что восстановить истину довольно сложно — но все-таки попытаемся.

Ронсеваль долгое время оставался почти забытым, как досадный эпизод завоеваний знаменитого правителя франкской династии Каролингов — Карла Великого (годы правления: 768-814). Поражение в ущелье не помешало Карлу создать империю, которая включала территории нынешних Франции, Германии и Италии. Но уже намного позднее Карла, в XI веке, когда возникла потребность в образе благородного и бесстрашного рыцаря, выбор менестрелей пал на начальника его арьергарда. Так появилась «Песнь о Роланде» - известнейшее эпическое произведение Средневековья. Впрочем, великолепная с художественной точки зрения поэма не отличалась исторической достоверностью: единоверцы-баски превратились в мусульман-сарацин, кратковременный испанский поход Карла - в завоевание всех Пиренеев, и так далее. Поэтому опираться на «Песнь» стоит лишь в тех деталях, которые менестрелям не было нужды выдумывать специально, и поэтому можно предполагать, что они достоверны.

Обложка русскоязычного издания «Песни о Роланде» 1958 года.
Обложка русскоязычного издания «Песни о Роланде» 1958 года.

Другим источником о первом поражении рыцарства является биография самого Карла Великого, написанная его племянником Эйнгардом. О дядином конфузе Эйнгард по понятным причинам повествует крайне скупо. Но совсем проигнорировать сражение в Ронсевальском ущелье он не смог, из чего можно сделать вывод, что «конфуз» был значительно серьезнее, чем просто мелкая стычка.

И пара слов о предыстории. В 778 году Карл Великий решил воспользоваться междоусобной борьбой двух мусульманских правителей Испании, поддержав одного из них — Ибн-аль-Араби. В походе Карл рассчитывал в том числе и на поддержку единоверцев-басков (в Испании этот народ занимал земли примерно между современными городами Сан-Себастьян и Бильбао — кстати, Баскония и поныне находится именно там). Но те не пришли в восторг от вторжения чужеземного короля и отказались снабжать франков продовольствием. Карлу удалось взять несколько городов, дойти до Сарагосы, но её осада оказалась безуспешной. К тому же, Ибн-аль-Араби решил отказаться от союза. Пришлось поворачивать назад.

Империя Карла Великого в 814 году. К концу жизни Карл все же добился власти над небольшой частью Испании, которая стала называться Испанской маркой. На этой территории оказался и Ронсеваль (обведён кружком).
Империя Карла Великого в 814 году. К концу жизни Карл все же добился власти над небольшой частью Испании, которая стала называться Испанской маркой. На этой территории оказался и Ронсеваль (обведён кружком).

Примерно в середине августа 778 года армия франков, главную силу которой составляла рыцарская конница, втянулась в Ронсевальское ущелье. И здесь произошло событие, имевшее далеко идущие последствия: главные силы слишком далеко ушли от арьергарда под командованием Роланда (настоящее его имя — Хруодланд, маркграф Бретани, и по происхождению он, таким образом, вовсе не франк, а бретонец, кельт). «Песнь» объясняет это предательством некого Ганелона, историки обнаружили человека с таким именем, действительно совершившего дурной поступок, но... совсем в другое время и при других обстоятельствах, в середине IX века. Приходится признать «измену» художественным вымыслом. Остаются две возможных причины, которые привели к разгрому Роланда:

1. Самонадеянность Карла Великого. Его не упрекнешь в отсутствии полководческого таланта, но он мог слишком сильно верить в непобедимость своих рыцарей, и поэтому старался увести основную часть войска с бесплодной земли как можно быстрее, считая, что с арьергардом ничего страшного не случится.

2. Непосредственная угроза нападения. В этом случае отход Карла больше походил на бегство, арьергард же выполнял задачу прикрытия, но франки так спешили, что в какой-то момент связь между Роландом и основными силами прервалась.

Ронсевальское ущелье, современный вид.
Ронсевальское ущелье, современный вид.

Попробуем прикинуть и численность отряда Роланда: об этом нет точных сведений, но можно опираться на косвенные соображения. Так, Карл Мартелл при Пуатье вышел на сарацин с 20-тысячным войском, чтобы принять оборонительный, по сути, бой. В качестве «армии вторжения» его потомку должно было понадобиться войско как минимум в полтора-два раза больше. Замыкающий отряд для такой армии должен был быть достаточно сильным и мог составлять примерно 3-5 тысяч бойцов.

Что касается численности басков, то можно отметить одну интересную подробность «Песни о Роланде». Судя по всему, их было существенно больше, чем рыцарей, но горы и вечерний полумрак позволили скрыть истинное количество войск. «Песнь» упоминает о том, что Роланд во главе своего отряда сам бросился на врагов, возможно, в надежде быстро рассеять их. И... попал в окружение («кольцом обстали рыцарей враги»). Значит, не оценил истинной силы противника? Наконец, нужно упомянуть еще одну деталь: вместе с арьергардом шел обоз франков, который Роланд должен был охранять.

Ронсевальская битва в изображении французского хрониста XIV века.
Ронсевальская битва в изображении французского хрониста XIV века.

Теперь можно воссоздать предположительную картину событий. На Пиренеи опускается ночь. В вечернем сумраке Роланд замечает небольшой пеший отряд врагов, вооруженных копьями (эту единственную подробность об оружии басков сохранили саксонские хроники). Может быть, это просто местные разбойники? Приостановив арьергард, Роланд во главе сильного отряда рыцарей бросается на них, чтобы отогнать от обоза. И в этот момент со всех окрестных скал на арьергард обрушивается большое пешее войско. В считанные минуты франки попадают в окружение, их поливают стрелами и атакуют копьями со всех сторон. Понимая, что положение безнадежно, Роланд пытается «докричаться» до главных сил — трубит в рог. Эту подробность «Песни» можно опять-таки считать достоверной: рог — стандартный сигнал к атаке, отступлению, извещение о тревоге и просьба о помощи. Карл слышит этот призыв и разворачивает главные силы к арьергарду, но к тому времени, как он прибывает на поле боя, франки почти полностью уничтожены. Погиб и сам Роланд, и многие знатные рыцари. Баски же, надо полагать, изрядно пограбив обоз, отходят в полном порядке: Эйнгард в биографии Карла сообщает, что «покарать их не удалось». Оплакав погибших, король вынужден продолжить отступление: у его армии нет ни одной базы снабжения, а с пустым желудком в незнакомых горах много не навоюешь...

Карл Великий у тела Роланда. «Хроники Сен-Дени», XV век.
Карл Великий у тела Роланда. «Хроники Сен-Дени», XV век.

Поражение в Ронсевальском ущелье не сказалось на славе рыцарства. Скорее, это был «первых звоночек» к тому, что обученная пехота на выгодной местности все-таки способна противостоять рыцарской коннице. Но при этом Ронсеваль вдохновил менестрелей на сочинение одного из лучших произведений Средневековья. Образ Роланда-Хруодланда прочно вошел в мировую литературу.

Это интересно! Противники Карла Великого тоже дали миру одного из самых известных литературных персонажей-вояк. Это не кто иной, как д'Артаньян, герой романов Александра Дюма-отца — гасконцы были потомками именно басков.

Скульптура д'Артаньяна у постамента памятника Александру Дюма в Париже.
Скульптура д'Артаньяна у постамента памятника Александру Дюма в Париже.