Вторая летняя смена 1941 года была особой. Впервые в "Артек" были направлены дети из недавно присоединенных к Советскому Союзу западных областей Украины, Белоруссии, Молдавии, республик Прибалтики. Традиционно ждали в "Артеке" детей партийных членов КПСС из Москвы, Ленинграда, Симферополя.
Первая группа, из Эстонии, заселилась в лагерь "Нижний" 19 июня.
У вожатых - самая горячая пора. Разместить, сформировать отряды, выдать форму, разучить песни, которые петь у костра.
Открытие смены планировалось на 22 июня. В 17.00 на костровой площади "Нижнего" (сейчас лагерь "Морской").
С утра, как обычно, была зарядка. Потом линейка, завтрак, купание, волейбол и обед. Все шло по распорядку.
Дети не знали, что самолеты с крестами уже несколько часов бомбят их дома.
Во время второго завтрака ребята услышали по радио правительственное сообщение о вероломном нападении на Советский Союз гитлеровской Германии.
Открытие смены все же состоялось. Подняли флаг. Ни песен, ни танцев. Пионерский костер не разводили - светомаскировка.
Пионерка из Литвы Марите Растекайте вспоминала:
"Мы чувствовали, что случилось страшное. Но дни в лагере проходили как всегда: мы плавали, катались на катере, играли и пели. Однако ночью нам приходилось дежурить на башне у берега моря. Дежурили четверками по 2 часа. У нас был пароль "Москва Красная". Мы должны были наблюдать, чтобы никто не проник в лагерь с моря".
Посыпались встревоженные телеграммы от родителей. Местные уже наутро увезли своих детей. Следом примчались московские, ленинградские папы и мамы. Небольшими группами с вожатыми разъезжались по стране остальные пионеры.
А что было делать детям из Кишинева или Таллина, где уже гремели бои? Тогда ЦК ВЛКСМ и Наркомздрав СССР постановили срочно сформировать из этих пионеров спецгруппу и эвакуировать из Крыма. Таких оказалось около 200 человек.
1 июля на экстренной линейке лагерю был представлен новый начальник Гурий Григорьевич Ястребов.
Журналист "Известий", он лечился на даче неподалеку от "Артека". Как только началась война, Гурий Григорьевич получил партийное задание - заняться эвакуацией артековцев подальше от фронта.
В "Нижний" лагерь были поданы автобусы. 200 детей из западных районов страны решено было отправить в подмосковный санаторий "Мцыри".
Здесь, в Фирсановке, имении своей бабушки, Лермонтов писал знаменитую поэму. В "Мцыри" уже обосновались дети из Латвии и Литвы, которых война застала по дороге в "Артек".
Вопреки незыблемым артековским правилам смену не закрыли. Времени не было. Но флаг спустили и взяли с собой.
На симферопольском вокзале долго ждали, когда подъедут грузовики с постельным бельем.
Пришлось задержать отправление поезда - в военное время за это отдают под трибунал. Но тут дети...
Грузовики въехали на перрон, и погрузка шла прямо через окна вагонов. Кстати, ни один комплект казенного артековского белья за всю войну не пропал.
В середине июля имение в Фирсановке понадобилось под госпиталь. Фронт приближался.
Летом этого же года через Москву лагерь переезжает в Сталинград, сначала по Волге, а затем на берег Тихого Дона в опустевший Нижнее-Чирский дом отдыха.
Лагерь перешел на самообслуживание. Артековские бригады трудились на колхозных полях.
Про "Абсолют" забыли: какой дневной сон, когда немец прет на Москву?!
Старшие пионеры буквально валились с ног, вернувшись с поля. Младшие помогали по кухне и заготавливали дрова. Стремительно надвигалась осень с затяжными дождями. И неумолимо приближался к донским степям фронт.
7 ноября пришла страшная весть: крымский "Артек" захватили фашисты. Деревянные корпуса сгорели дотла. Дворец Суук-Су разрушен.
Варварски вырублены редчайшие деревья. Расстреляны из автоматов уникальные фарфоровые фигуры пионеров на "Аллее национальностей".
Новый 1942 год артековцы встретили в Сталинграде, в школе на Кронштадской улице.
Лагерь жил по законам военного времени. Много сделали артековцы для организации госпиталей: ходили по квартирам, собирали посуду, необходимые вещи, деньги, книги. Шли к раненым, писали под их диктовку письма или просто сидели на койках, разговаривали.
Линия фронта приближалась и было решено эвакуировать лагерь на Алтай в Белокуриху. Более 200 артековцев проделали долгий военный путь из Крыма до Алтая.
На поездах и пароходах, грузовиках и подводах они проехали 7750 километров. Год и три месяца в пути. Год и три месяца взрослого труда, ночевок в теплушках и на голой земле, дежурств на крышах под разрывы бомб и в госпиталях, у постели раненых...
11 сентября 1942 года лагерь прибыл в Белокуриху и находился здесь до января 1945 года.
Лагерь разместился в двух корпусах санатория.
Сразу началась учеба в школе - ребята сильно отстали, пришлось нагонять целый год. Летом к артековцам присоединились сибирские, дальневосточные дети. Отправляли тоже самых лучших и достойных.
Но традиции настоящего "Артека" остались те, что помогли выжить и выстоять.
12 января 1945 года в алтайском "Артеке" торжественно спустили флаг. Самая долгая и тяжелая смена в истории лагеря закончилась.
В течение этой длинной смены все заработанные деньги, включая зарплаты взрослых, артековцы переводили в фонд обороны. В общей сложности вышло 116 тыс. рублей. Сталин лично прислал в лагерь благодарственную телеграмму:
"Благодарю пионеров Всесоюзного санаторного лагеря "Артек" им. Молотова за заботу о Красной Армии. Примите мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин".
За это время и дети, и вожатые очень сдружились, и крепкая дружба эта сохранилась на всю жизнь.
Артековцы военных лет, несмотря на то, что живут в самых разных уголках бывшего Союза – от берегов Балтики до берегов Курильских островов, не теряют связи ни друг с другом, ни с любимым «Артеком».
Если вам была интересна статья - ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезных материалов в ленту!
Читайте также:
Легендарный лагерь "Артек" в Крыму. Что с ним стало?
О том, как Англия собиралась строить Крымский мост
Американский эксперимент в Крыму
Почему врачи советуют жить у моря?
"Work and Travel" в Крыму. Работай и отдыхай не платя за жильё.