Найти в Дзене
Электричкинг 2

О штрафах за безбилетный проезд в электричках

Оглавление

Расскажем о том, что из себя представляют штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах, и насколько страшен этот чёрт, как его малюют в СМИ.

К слову говоря, в СМИ часто говорят о том, что в поездах "выписывают штрафы" контролёры. Это информация, не соответствующая действительности, так как контролёр - не госслужащий, а штраф присуждает уже непосредственно местный суд.

Мировые суды - место, где, как правило, вам и присудят штраф. И именно - судья в суде, а не контролёр в электричке.
Мировые суды - место, где, как правило, вам и присудят штраф. И именно - судья в суде, а не контролёр в электричке.

История вопроса

В давние-давние времена, когда наступил только XXI век, вместо РЖД существовало Министерство путей и сообщения. Контролёры в пригородных поездах при нём были очень даже госслужащими и вправе были выписывать административные штрафы за проезд без билета. Правда, тогда и размер штрафа был курам на смех - всего 10 рублей. Это было сопоставимо с проездом трёх десятикилометровых зон в подмосковной электричке - проще было отделаться административкой, чем заплатить, условно, проезд от Орехово-Зуево до Москвы за 32 рубля.

В 2002 году всё же в правительстве оклемались, и в два приёма увеличили размер штрафа, сначала с 10 до 25 рублей, а затем - и до 100 рублей. Правда, и это мало кого остановило, так как тяга к халяве и сложившиеся традиции 90-х годов, когда приходилось чуть ли не выживать, в своё время сделали своё дело.

Перегон Монино - Фрязево, 2002 год. Автор - Violator.
Перегон Монино - Фрязево, 2002 год. Автор - Violator.

В 2003 году перестало существовать и МПС, которое было преобразовано в РЖД, и, собственно, контролёры также перестали быть госслужащими. Всё, что теперь они могли сделать - или вежливо попросить покинуть поезд, или привлечь милицию для оформления штрафа. Ни дальнейшие преобразования РЖД, ни создание пригородных компаний погоды не сделали - полномочий у контролёров, как раньше, не было, так и нет и сейчас.

Лёд тронулся лишь в 2015 году, когда были вновь подняты штрафы за безбилетный проезд - теперь он составляет не железобетонные 100 рублей, а 50-кратный размер 10 километров проезда в пригородном поезде. Это позволит повышать размер таких "штрафов" одновременно с повышением стоимости проезда.

Как устроен процесс "штрафования" безбилетников

Кассиры-контролёры в пригородных поездах, в случае обнаружения безбилетного пассажира, отказывающегося поднять свою пятую точку, оплатить проезд или выйти из поезда, заполняют акт в двух экземплярах на предъявленный гражданином документ, удостоверяющий личность, что он едет без билета и отказывается оплачивать проезд.

И ему, вероятно, достанется.
И ему, вероятно, достанется.

В случае, если гражданин с врученным ему актом отказывается оплачивать выписанную стоимость т.н. "штрафа", то перевозчик готовит документы (в т.ч. и акт) для передачи их в суд (и скорее всего, по месту нахождения ответчика, т.е. безбилетника), в целях принудительного взыскания задолженности безбилетника перед перевозчиком, только уже согласно Гражданскому кодексу РФ.

Что выходит по факту

Сколько бы в СМИ и в самих пригородных компаниях не трубили про неотвратимость оплаты штрафов за безбилетный проезд, некоторые пригородные компании особо не спешат подавать на безбилетников в суд, так как перевозчику потребуется держать юриста, составлять как-то документы, а если это всё есть - ещё и платить 400 рублей госпошлины за подачу иска плюс ещё сколько-нибудь там рублей за почтовую пересылку. Некоторые перевозчики также ограничиваются тем, что не подают в суд на безбилетников-"гастролёров", которые, допустим, приехали в Петербург из Нижнего Новгорода.

-4

Как правило, от выписки пассажиру акта безбилетного проезда до подачи искового заявления проходит от 3 до 6 месяцев, максимум - год. Дальше - истечёт срок исковой давности (и хотя, по умолчанию для гражданских дел срок исковой давности составляет 3 года, то, в соответствии со статьёй 126 Устава ЖД транспорта, его урезали до 1 года).

В суде, учитывая, что в 95% случаев не будет никого ни со стороны истца (перевозчика), ни со стороны ответчика (самого безбилетника, в крайних случаях - может и нанятого юриста), судья вынесет решение в пользу перевозчика, и тем самым, присудит тот самый штраф за безбилетный проезд. Он будет состоять из непосредственно 50-кратной стоимости проезда 10 километров в пригородном поезде плюс 400 рублей - госпошлина, оплаченная истцом. Иными словами, для Московской области, присужденный штраф составит 1150 + 400 = 1550 рублей. Юридические и почтовые расходы, понесённые перевозчиком, не присуждаются.

Можно ли как-то отбиться от перевозчика с его исками?

Можно. И нужно.

Первым делом - если всё же заполнили на вас акт безбилетного проезда, указывайте в нём, что вы с актом не согласны.

Вторым делом - если вам всё же "прилетел" иск от перевозчика, идите в суд и знакомьтесь с материалами дела. Так как вам их никто не отдаст забрать домой, сфотографируйте материалы на месте, и дальше в материалах ищите проблемные места, за которые можно будет зацепиться в суде, с целью вынесения решения не в пользу перевозчика. Юридически подкованным гражданам это сделать не составит особого труда. Подсмотреть, за что можно зацепиться и обратить это против перевозчика, можно на примере одного из судебных решений.

-5

И помните: даже если вы выиграете дело против перевозчика, последнему даётся право на обжалование данного решения в вышестоящей инстанции, и если этим правом перевозчик воспользуется, то готовьтесь к новым перепалкам, включая отмену решения о невзыскании с вас денежных средств в пользу перевозчика.

Связанные статьи:

Сколько стоил проезд в подмосковных электричках по годам, начиная с 1998 года
Десять причин не оплачивать проезд в пригородном поезде