Максиму Самурскому 46 лет, много лет он прожил в маленькой карельской деревне неподалеку от берега Белого моря. Все как полагается: держал кур, коров, ходил в море рыбачить. А потом насовсем переехал в город – в Мурманск, там занялся теплоснабжением, стал неплохо зарабатывать. В последние годы увлекся горными лыжами – сначала ездил в местные Хиббины, а потом попал далеко в итальянские горы, в маленький Ливиньо в четырех часах езды от столицы: по компактным итальянским меркам – настоящая даль. Там мы и познакомились.
Многие сотни лет Ливиньо, расположенный на высоте 1800 метров над уровнем моря, зимой оказывался отрезан от остального мира. Суровые зимы, трескучие морозы, метели: еще в прошлом веке в своих домах жители дожидались весны, не особенно и вылезая наружу.
Очень долгие годы попасть в Ливиньо можно было попасть только летом. Лишь отдельные энтузиасты-экстремалы на санях пробирались сюда по снегам зимой.
«Тут все было как у нас. Сто назад эту маленькую итальянскую деревушку Ливиньо, каждую зиму заносило снегами, отрезало от остального мира. Мой дед тоже рассказывал как в начале 1900-х годов месяц не вылезал из нашего деревенского дома, все вокруг перекрыли метели», – говорит Максим, который второй год подряд приезжает в Ливиньо кататься на горных лыжах.
В 1950-х годах прошлого века построили дорогу через горы, а позже и туннель в Швейцарию: из маленькой деревни Ливиньо вырос в курорт, куда приезжают со всей Европы: кататься на лыжах, заниматься спортом летом, покупать вещи. Во многом Ливиньо помогло и то, что это место с некоторых пор – зона беспошлинной торговли. «То есть те же самые ботинки, которые в городе стоят, скажем 12 000 рублей (если на наши), тут можно купить за две-три! Если бы в нашей деревне было такое – туристы бы, уверен, повалили бы со всей России», – мечтает Максим.
«Тут до сих пор стоят дома, еще те – старые, полностью из дерева, даже фундамента нет. Дома они сохранились, их сохраняли, там живут. И что мне радует глаз – нигде никакого сайдинга. Мне эти дома больше всего нравятся. Это такой знак для меня, что и маленькое, вроде, никому особенно не нужное место может ожить. Моя деревня на берегу моря – там уже почти никого не осталось, четыре жителя и дачники приезжают летом. Еще года три назад у нас сосед держал коров, теперь старый стал, продал".
Максим до сих пор держит свой древний деревенский дом в порядке, старается каждый месяц приезжать туда: "Это не только память о родителях. Мне еще очень нравится само место. Я бы хотел, конечно, придумать что-то гениальное, ну и сделать мою деревню популярной – не как Ливиньо, но чтоб про нее хотя бы не забывали. Каждый раз возвращаюсь в Мурманск и думаю: что же такое придумать? Может, когда-нибудь у меня получится?".
Получится?
Zorkinadventures. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!