Найти тему

Капризный ребёнок. Бей его! От этого он станет умнее!?

Прежде чем перейти к капризности предлагаю сначала рассмотреть, чем ребёнок отличается от взрослого:

1. Тело не завершило своё развитие. Наша цивилизация заточена на более высокие тела, с более высокими физическими усилиями. Из-за этого многие вещи неудобны для эксплуатирования их детьми. Можно добавить, что новорождённые ещё недостаточно хорошо научились управлять своим телом и имеют проблемы с координацией.

2. Ребёнок рождается в замешательстве в виду того, что этот мир ему ещё не знаком - чего бояться, чего не боятся ещё неведомо. Такова реальность - ребёнок менее осведомлённый об окружении, чем взрослые, успевшие с ним ознакомиться.

Это основные отличия из которых вытекает, что родителям следует ознакомить своих детей с окружающим их миром, научить взаимодействовать с окружающими предметами и людьми, помочь полноценно развить своё тело и он станет самостоятельным. Пожалуй, самостоятельность, способность выживать без постоянного надсмотра над собой самый главный признак "взрослости". Следовательно стать взрослым можно и ранее 18 лет, и можно совсем не стать. Например, после Великой отечественной войны появилось очень много молодых людей в возрасте 11-14 лет, которые оставшись без родителей по своим навыкам и способностям выживания не отличались от взрослых и даже обеспечивали выживание своим младшим братьям и сёстрам. Ну, а про "неставших" взрослыми можно прочитать в комментариях женщин, жалующихся на то, что их муж "ещё один ребёнок в семье".

Хочу обратить внимание - нет ни одного намёка на то, что взрослые умнее детей. Более осведомлённые, но не более. Эрудированность однозначно сказывается на интелекте. Как доказательство - самый высокий уровень интелекта зафиксирован ни у Энштейна, Николы Тесла или какого-то другого учёного, а у 12-летнего мальчика. В ходе исследования было выявлено, что интелект растёт до 12-14 лет (пока ребёнок набирает знания), а потом начинает падать. Причины падения интелекта это тема другой статьи, здесь рассматривать не будем.

Так как же ребёнок набирает знания об окружающем мире? Он трогает, нюхает, лижет, пробует на зуб окружающие предметы, воспроизводит действия и поведение взрослых. Например, ребёнок увидел как вы спичками зажигаете плиту. Его естественное желание повторить ваше действие. У него не может быть представления, что "можно сжечь весь дом", "это опасно", "спички детям не игрушка" так как он видел только то, что вы вполне успешно и безопасно пользуетесь спичками. Если вы следуете вышесказанному и обучаете своего ребёнка взаимодействию с этим миром, то вашим ответным желанием будет научить ребёнка правильному обращению со спичками. Вы научите его зажигать спички и комфорки, покажите, что огонь может выйти из под контроля и стать опасным, научите гасить огонь. По другому - вы научите его контролировать огонь. С этого момента огонь ему не опасен и вред ни его телу, ни имуществу не причинит.

Но вот что происходит, когда вместо обучения ребёнку начинают вводить ограничения. Вы гневно отбираете спичечный коробок, обзываете ребёнка плохим и не послушным, голословно заявляете, что огонь опасен. Разве это сочетается с наблюдениями ребёнка? Нет. Он наблюдал абсолютно безопасное обращение со спичками в вашем исполнении, поэтому ваши слова для ребёнка ЛОЖЬ. Он чувствует, что вы его тупо сделали неправым - ведь вы же пользуетесь спичками. Обычно реакция любого человека на то, что его делают неправым - взрыв эмоций. И вот перед вами капризный ребёнок! Как его успокоить - дать спички в руки, но в данном примере этот вариант не приемлем изначально.

Если родители усердствуют в запретах, да ещё вплоть до физических наказаний, то они создают у ребёнка область жизни вызывающую боль даже при мысли о ней. Боль люди не любят - боль воспринимается как разрушение тела, поэтому они бегут от боли. В качестве подтверждения посмотрите на толпу женщин и мужчин заполнивших интернет постами о своём нежеланием создавать отношения, так как они причиняют боль. С того момента, как какая-то область жизни у ребёнка стала ассоциироваться с болью он становиться в ней не способным и никогда не станет, так для обучения действованию в этой области придётся переступить через боль. Получается, что наказывая ребёнка вы имеете значительно больше шансов сделать его неспособным к выживанию, чем шансов сделать более способным.

Другая крайность нежелания обучать ребёнка безопасному общению со своим окружением - вседозволенность. Тоже тупиковый способ. Но это тема для другой статьи.