Найти тему
Исторические сражения

Зачем американцы подожгли свой корабль у берегов Триполи

К концу XVIII столетия Алжир, Тунис и Триполитания формально входили в состав Османской империи, но на деле давно уже освоили вполне независимое существование. Правда, фактическая независимость не означала достатка. Тем более, что восточные правители падки на роскошь, а наличных владений, природных ресурсов, плодородной землицы и народа на ней было недостаточно, чтобы удовлетворить амбиции даже захудалого эмира. Вот и приходилось местным царькам выбирать пути обогащения, не очень-то рекомендуемые блюстителями морали. Зато дающие неплохие дивиденды за весьма короткое время.

В ту пору неплохую прибыль в районе Средиземного моря обещали рэкет, работорговля и пиратство. И, чтобы ненароком не упустить прибыль, местное население занималось всем вышеперечисленным, концентрируясь в основном на неверной публике – все же братьев-мусульман старались не трогать, хотя в минуты кризиса годились и эти.

Берберский пират от Edward Mortelmans
Берберский пират от Edward Mortelmans

К сожалению, Средиземное море в ту пору было не только серьезным торговым путем, но и торговой площадкой. Так что объектов для нападения хватало. Ну а организовывать какой-то отпор со стороны европейцев не получалось – они занимались разборками между собой и расширением колоний. Так что платили дань всей этой берберской публике даже крупнейшие игроки рынка, вроде Англии и Франции. Что уж говорить про менее значимых участников торговли… Беда была в том, что местным пашам постоянно разъедало губу, и они регулярно борзели, отсылая все более подробные райдеры правительствам всего мира. Так что случалось, что такая наглость выводила из себя.

Как-то раз Америке не понравилось очередное увеличение грабительской ставки в районе Триполи, отчего случилась первая берберская война, в общем-то, окончившаяся вничью. Но вся кампания затевалась с одной целью – продемонстрировать себя миру, выйти на равных на мировую арену. Что, в общем-то, американцам удалось. Тем более, что свою независимость они завоевали сравнительно недавно и по праву гордились избавлением от кураторства английской Короны. И уж точно не стоило бывшим доминионам Турции наглеть в вопросе ценообразования и безопасности судоходства.

Старая карта бухты Триполи с крепостью и старым городом
Старая карта бухты Триполи с крепостью и старым городом

Тактика американцев была проста до предела. Они послали часть своих военных кораблей чинить беспорядки в районе побережья Триполи. Что означало: постреливать по прибрежным городам, блокировать порты, грабить вражеские торговые и рыбацкие корабли и изредка захватывать военные посудины – если таковые попадались. В принципе, противник ничего вразумительного предъявить не мог, но и у рейдерствующей стороны случались проколы.

Так, во время блокады Триполийской бухты, во время погони за одним из берберских кораблей, фрегат "Филадельфия" неудачно наскочил на мель, разом обездвижив себя на виду береговых укреплений. Чем арабская сторона и воспользовалась, направив массу абордажных команд на легких суденышках. Капитан фрегата приказал срубить одну из мачт и выбросить за борт часть пушек, что не очень-то и помогло. Так что пришлось сдаться на волю победителей. А те, подождав прилива (всего-то!), запросто сняли приз с мели и отвели в свою бухту, зачислив новую единицу в состав своего флота как плавучую батарею. Для чего даже не стали восстанавливать рангоут, а просто подняли со дна отмели пушки, которые перед этим сбросила команда фрегата. Словом, получилось не совсем удобно.

Пиратские корабли сближаются с "Филадельфией" в бухте Триполи
Пиратские корабли сближаются с "Филадельфией" в бухте Триполи

На беду паши Триполи, у американцев в рядах ВМФ нашелся отчаянный офицер, продумавший и организовавший нападение на "Филадельфию". Все же оставлять в руках врага такой жирный трофей грозило в будущем серьезными неприятностями.

Стивен Декейтер набрал добровольцев и, используя захваченный у пиратов кеч, так умело прикинулся местным, что ему позволили не только пройти в бухту, но и пришвартоваться прямо к борту "Филадельфии", так что остальная часть спецоперации являлась только делом техники. Примерно 20 человек трипольских пушкарей полегли под ударами тесаков абордажной команды, несколько человек позднее погибли в огне, а большая доля берберийской команды попросту спрыгнула в воду и погребла в сторону берега – благо до него было меньше пистолетного выстрела (то есть метров 30). Американцы не потеряли ни одного человека – только один легкораненый (порезал руки, перехватывая клинок, направленный на Стивена Декейтера).

После захвата корабля стало понятно, что тронуть с места его не получится – новые владельцы после транспортировки в бухту как-то не потрудились восстановить мачты и такелаж. Так что приняли решение корабль сжечь. Что и исполнили. В бухте началась паника, и пушкари с береговых укреплений стали палить по горящему кораблю, добивая его. Что позволило команде на кече спокойненько ретироваться.

Горацио Нельсон, и сам не страдавший отсутствием решительности или храбрости, узнав о результатах и методах операции, пришел в восторг. По крайней мере, существует такое предание. Ну а руководитель действа стал в Америке национальным героем.

Сожжение фрегата. Художник: Paul Garnett
Сожжение фрегата. Художник: Paul Garnett

Так почему так было важно избавить пашу от владения таким фрегатом? Дело в том, что по своим характеристикам этот корабль превосходил всех одноклассников мира. За исключением тех, что строились с ним вместе.

Американцы посчитали, что содержать линейный флот им накладно. А потому сделали ставку на крейсерские операции. Для чего было достаточно и бригов. Но, с целью увеличения радиуса действия и автономии, фрегаты эти построили больше обычных. Таким образом, фрегаты имели большую длину, ширину и парусность. В результате получились прекрасные океанские ходоки (скорость их оказалась выше фрегатов английских – до той поры лучших корабелов), с большой остойчивостью, как орудийная платформа – превосходившие все, что имелось тогда у соперников. Не говоря о количестве пушек – при штатных 48 они запросто принимали на борт 70. Ну и материал корпуса – белый американский дуб – отличался завидной прочностью и долговечностью.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Часто корпус фрегатов даже не получалось пробить на ближних дистанциях боя. В то время как у всех европейских конкурентов подобного материала просто не имелось – вывели под корень лет полста тому назад. Единственное, что портило картину – плохое качество пушек. Американцы не имели развитой металлургической промышленности, отчего качество металла хромало. И приходилось компенсировать этот недостаток количеством орудий и калибром – то есть, весом залпа. Но даже при этой особенности оснащения, по совокупности характеристик "дубовым фрегатам" равных не имелось во всем мире.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.