«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми».
Так начинается пятая глава романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Именно с этого момента главным героем романа становится Остап Бендер.
«Остап Бендер был задуман как второстепенная фигура, почти что эпизодическое лицо. Для него у нас была приготовлена фраза, которую мы слышали от одного нашего знакомого биллиардиста: "Ключ от квартиры, где деньги лежат". Но Бендер стал постепенно выпирать из приготовленных для него рамок. Скоро мы уже не могли с ним сладить. К концу романа мы обращались с ним как с живым человеком и часто сердились на него за нахальство, с которым он пролезал почти в каждую главу», - писал Евгений Петров в «Воспоминаниях об Ильфе».
Мы все любим Остапа Бендера — и все представляем его по-своему. Великолепные образы великого комбинатора, безусловно, повлиявшие на наши представления о нем, были созданы в советском и российском кино:
Валентин Катаев, подаривший Ильфу и Петрову идею романа «Двенадцать стульев», писал, что «все без исключения его персонажи написаны с натуры», а главный герой написан с одного из их одесских друзей: «в жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое».
Прототипом Остапа Бендера стал одессит Осип (Остап) Шор: он не был литератором, но поэтом-футуристом был его старший брат Анатолий Фиолетов (Натан Шор), и Остап, конечно же, был знаком со многими будущими известными писателями.
Братья вместе служили в уголовном розыске, и когда Анатолия убили (по версии Катаева, по ошибке, вместо Остапа), будущий прототип Бендера вскоре переехал в Москву.
Если сравнить факты биографий обоих Остапов — Шора и Бендера - то общего в них обнаружится больше чем достаточно:
-оба имели, по словам Катаева, "атлетическое телосложение и романтический, чисто черноморский характер";
-оба учились в гимназии Илиади (этот факт упоминается в «Золотом теленке»);
-оба мечтали о Рио-де-Жанейро;
-Остап Шор, поступивший в 1916 году в Технологический институт Петрограда и вынужденный из-за финансовых и житейских сложностей бросить учебу и вернуться в Одессу, по пути домой с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то представителем подпольной антисоветской организации, и даже, говорят, однажды ненадолго выгодно женился, чтобы была возможность перезимовать в нормальных условиях - обо всем этом мы уже читали, правда?
Возникает вопрос: почему говоря о Шоре, всегда пишут два имени: Осип и Остап? Настоящее его имя было Осип, но родные и друзья всегда звали его Остапом, и многие его даже близкие знакомые только после его смерти узнали, что на самом деле он был не Остапом Васильевичем, а Осипом Беньяминовичем. Так что имя его действительно авторами романа сохранено.
Осип Беньяминович Шор прожил долгую жизнь, вполне в духе своего литературного альтер-эго: одно время работал на Челябинском тракторном заводе, был арестован, после войны открыл подпольный бизнес по изготовлению икон методом шелкографии (и поставлял их в монастыри), пятнадцать лет проработал проводником поезда Москва — Ташкент (никто не встречал?!.)... Правда, воспоминаний о нем почти не сохранилось, очень жаль.
Но самое интересное же здесь вот что: оказывается, Осип (Остап) Шор прожил долгую жизнь, и умер относительно недавно, шестого ноября 1978 года в Москве. Его прах захоронен в колумбарии Востряковского кладбища, слева от входа.
В общем, совсем еще недавно ходил по улицам Москвы настоящий Остап Шор. То есть Бендер.
Пора и нам, брильянты мадам Петуховой не ждут!
Заседание продолжается!
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!