Найти тему
Основной аэродром

Авиационный детектив: полёт без фонаря на скорости 925 км/ч

Оглавление

Несколько дней назад мне попалась любопытная фотография — пилот реактивного истребителя летел без фонаря кабины. Случай, на первый взгляд, из разряда чрезвычайных и в него сложно поверить. Была ли такая ситуация на самом деле или это фотомонтаж? А если была, то чем обусловлена? Попробуем ответить на эти вопросы.

Фото: BAE Systems
Фото: BAE Systems

Panavia Tornado

Начну с определения самолёта. Это реактивный истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Panavia Tornado. Совместная разработка Германии, Великобритании и Италии. С 1980 года стоит на вооружении этих стран. Королевские ВВС, правда, 14 марта 2019 года отправили Tornado на заслуженную пенсию, но у немцев и итальянцев самолёт будет в строю ещё несколько лет. Машина достаточно успешная и применялась во время боевых действий в Ираке и на территории бывшей Югославии.

Panavia Tornado GR.1 Королевских ВВС. Фото: Andrew Thomas
Panavia Tornado GR.1 Королевских ВВС. Фото: Andrew Thomas

Конкретно самолёт нашего героя — из первой серии Tornado GR.1, также обозначавшийся как Tornado IDS.

Кейт Хартли

На фотографии есть автограф или просто подпись — "Keite Hartley". Немного поисков и нашёлся лётчик-испытатель компании British Aerospace Кейт Хартли (Keith Hartley). За свою 35-летнюю карьеру участвовал в испытаниях и исследовательских полётах на многих типах самолётов британского авиапроизводителя. В том числе на Eurofighter Typhoon и Panavia Tornado GR.1. Сейчас работает в Test Flying Academy of South Africa (Академия лётчиков-испытателей ЮАР).

Кейт Хартли. Фото: tfasa.co.za
Кейт Хартли. Фото: tfasa.co.za

«Без фонаря на скорости 925 км/ч»

Сопоставляем вышеуказанные факты и получаем ответ. Кейт Хартли летит на Panavia Tornado GR.1 c б/н XZ630. Снимок сделан в 1988 году. Целью этого эксперимента было определение возможности продолжать полёт после аварийного отстреливания фонаря и эвакуации штурмана-оператора. На фотографии как раз хорошо видно, что второго кресла в кабине уже нет (отстрелили его в воздухе или сняли на земле — неизвестно). В таком виде Tornado летал на разных скоростях, вплоть до 925 км/ч [Как заметили в комментариях читатели — фотография вряд ли была сделана именно на максимальной скорости. Судя по малой стреловидности крыла — в момент фотографирования скорость не превышала 700 км/ч. За дополнение спасибо Сергею Ильину].

Кейт Хартли пилотирует Panavia Tornado GR.1 во время испытаний. Фото: BAE Systems
Кейт Хартли пилотирует Panavia Tornado GR.1 во время испытаний. Фото: BAE Systems

Судя по тому, что кислородная маска не надета, высота полёта во время фотографирования значительно ниже 5000 метров. После серии испытаний был сделан вывод, что пилот успешно сможет управлять самолётом в такой ситуации.

Не Великобританией едины

Этот случай не является единичным. Испытания на определение допустимого диапазона высот, скоростей и рабочего пространства в кабине при открытом фонаре проводятся для практически всех боевых самолётов. Не является исключением и отечественный авиапром — такие полёты выполнялись лётчиками-испытателями ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В том числе и на сверхзвуковых скоростях.

Полёт Су-35УБ без фонаря на съёмках фильма «Зеркальные войны. Отражение первое». Фото: Alexander Zhukov @ airliners.net
Полёт Су-35УБ без фонаря на съёмках фильма «Зеркальные войны. Отражение первое». Фото: Alexander Zhukov @ airliners.net

Наглядной иллюстрацией может служить фильм 2005 года «Зеркальные войны. Отражение первое». В съёмках принимали участие лётчики ОКБ Сухого. В одном из эпизодов знаменитый Евгений Фролов (тот самый, кто придумал фигуру высшего пилотажа «чакра Фролова») на реактивном истребителе Су-35УБ с б/н 801 как раз и летел без фонаря кабины.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

__________________

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!

Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com