Несколько дней назад мне попалась любопытная фотография — пилот реактивного истребителя летел без фонаря кабины. Случай, на первый взгляд, из разряда чрезвычайных и в него сложно поверить. Была ли такая ситуация на самом деле или это фотомонтаж? А если была, то чем обусловлена? Попробуем ответить на эти вопросы.
Panavia Tornado
Начну с определения самолёта. Это реактивный истребитель-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Panavia Tornado. Совместная разработка Германии, Великобритании и Италии. С 1980 года стоит на вооружении этих стран. Королевские ВВС, правда, 14 марта 2019 года отправили Tornado на заслуженную пенсию, но у немцев и итальянцев самолёт будет в строю ещё несколько лет. Машина достаточно успешная и применялась во время боевых действий в Ираке и на территории бывшей Югославии.
Конкретно самолёт нашего героя — из первой серии Tornado GR.1, также обозначавшийся как Tornado IDS.
Кейт Хартли
На фотографии есть автограф или просто подпись — "Keite Hartley". Немного поисков и нашёлся лётчик-испытатель компании British Aerospace Кейт Хартли (Keith Hartley). За свою 35-летнюю карьеру участвовал в испытаниях и исследовательских полётах на многих типах самолётов британского авиапроизводителя. В том числе на Eurofighter Typhoon и Panavia Tornado GR.1. Сейчас работает в Test Flying Academy of South Africa (Академия лётчиков-испытателей ЮАР).
«Без фонаря на скорости 925 км/ч»
Сопоставляем вышеуказанные факты и получаем ответ. Кейт Хартли летит на Panavia Tornado GR.1 c б/н XZ630. Снимок сделан в 1988 году. Целью этого эксперимента было определение возможности продолжать полёт после аварийного отстреливания фонаря и эвакуации штурмана-оператора. На фотографии как раз хорошо видно, что второго кресла в кабине уже нет (отстрелили его в воздухе или сняли на земле — неизвестно). В таком виде Tornado летал на разных скоростях, вплоть до 925 км/ч [Как заметили в комментариях читатели — фотография вряд ли была сделана именно на максимальной скорости. Судя по малой стреловидности крыла — в момент фотографирования скорость не превышала 700 км/ч. За дополнение спасибо Сергею Ильину].
Судя по тому, что кислородная маска не надета, высота полёта во время фотографирования значительно ниже 5000 метров. После серии испытаний был сделан вывод, что пилот успешно сможет управлять самолётом в такой ситуации.
Не Великобританией едины
Этот случай не является единичным. Испытания на определение допустимого диапазона высот, скоростей и рабочего пространства в кабине при открытом фонаре проводятся для практически всех боевых самолётов. Не является исключением и отечественный авиапром — такие полёты выполнялись лётчиками-испытателями ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В том числе и на сверхзвуковых скоростях.
Наглядной иллюстрацией может служить фильм 2005 года «Зеркальные войны. Отражение первое». В съёмках принимали участие лётчики ОКБ Сухого. В одном из эпизодов знаменитый Евгений Фролов (тот самый, кто придумал фигуру высшего пилотажа «чакра Фролова») на реактивном истребителе Су-35УБ с б/н 801 как раз и летел без фонаря кабины.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com