Благодаря упрямому характеру он стал самым молодым летчиком Великой Отечественной Войны, но именно эта черта характера погубило его в мирное время.
Детство Аркадия не отличалось от тысячи других детей офицеров. Куда отправят служить отца-туда и вся семья.
Об отце Аркадия читайте вчерашний пост "Каменный батя"
Начало войны застало семью Каманиных в Ташкенте, где отец Аркадия командовал 4-ой авиационной бригадой. Вчерашний 6-классник, вместе с со сверстниками, пошел работать в авиамастерские. Вскоре он разбирался в устройстве самолетов не хуже штатных авиамехаников. Как и все мальчишки мечтал сбежать на фронт. В конце 1942 года отца переводят на Калининский фронт, вскоре к нему приезжает Аркадий с мамой.
14 летнего мальчишку назначают механиком по спецоборудованию. Доказав, что отлично знает устройство самолета, Аркадий добивается полетов на У-2 в качестве бортмеханика и штурмана -наблюдателя. Летчики в воздухе ему разрешают "порулить". Набранный опыт пилотирования вскоре пригодился: во время полета шальной пулей ранило летчика, Аркадий взял управление на себя, вызвал по рации руководителя полетов и доложил ситуацию. Самостоятельно долетел до аэродрома и под руководством командира эскадрильи, по рации, сумел посадить самолет.
Из дневника отца Аркадия, Николая Каманина:
«24.5.43. Сегодня ко мне приходил командир эскадрильи связи майор Трофимов и совершенно неожиданно попросил: „Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У-2, я его лично проверил, он отлично летает“. Я был ошеломлен.“ Глядя в глаза Трофимову, спросил: «И Вы могли бы своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» Майор ответил прямо: «Такого, как Аркадий, выпустил бы без малейшего сомнения».
Отец, командир корпуса, лично вылетает с Аркадием на У-2 , убеждается что мальчик пилотирует безукоризненно и ставит условие: допущу к полетам, если через 2 месяца сдашь экзамены выпускника авиационного училища: теория полетов, техника пилотирования, аэронавигация, устройство самолета. Через два месяца все экзамены Аркадий сдал на "отлично" и был назначен летчиком По-2 эскадрильи связи. Его задача была доставка документов в штабы полков, армии, фронта.
Однажды, возвращаясь с задания, Аркадий заметил на нейтральной полосе подбитый ИЛ-2. Дальше логика действовала молненосно: раз ИЛ сел на "брюхо", значит летчик сажал сам, фонарь кабины закрыт-летчик ранен и не может выбраться самостоятельно. Он точно сажает свой самолет, остановившись за подбитым ИЛом. Снимает и переносит фотоаппаратуру с самолета и потерявшего сознание летчика в свой самолет и доставляет в госпиталь. За спасение жизни летчика и ценных разведывательных фотоматериалов ему присуждают первую награду-орден Красной Звезды в 15 лет.
В 1944 году на штаб фронта напали недобитые бандеровцы. Под непрерывным огнем Аркадий взлетает на своем ПО-2, по рации вызывает подкрепление и начинает сбрасывать на позиции бандеровцев ручные гранаты, не давая им подняться в атаку. За этот подвиг он получил второй орден Красной Звезды. В 1945 году Аркадий уже часто летал в глубокий тыл врага, доставляя партизанам документы и медикаменты. В сложных горных условиях сумел найти чешских партизан и доставил им батареи для рации и секретные документы. За это был удостоен ордена Красного Знамени. Ко Дню Победы он уже был в звании гвардии старшины
Война кончилась и надо было наверстывать учебу. Со свойственным ему напором он за 1,5 года подготовился и экстерном сдал экзамены за 7,8,9,10 классы. В начале 1947 года стал слушателем подготовительных курсов Военно-Воздушной Академии имени Жуковского. В начале апреля неожиданно заболел гриппом. Не привыкший жаловаться, он продолжал ходить на учебу, перенося болезнь на ногах. 12 апреля он вернулся с занятий, сказал что болит голова и лег отдохнуть. Его пытались разбудить на ужин, но он уже был без сознания. Врачи всю ночь пытались вывести его из комы, но к утру сердце перестало биться. Вскрытие показало, что Аркадий умер от воспаления мозга. Грипп поразил самый ослабленный орган-перегруженный интенсивной учебой мозг.
Через 12 лет начнется отбор среди летчиков кандидатов в космонавты. Летчики, знавшие Аркадия, в один голос говорили, что именно он должен был быть среди первых кандидатов в космонавты, но судьба распорядилась иначе.....
Отца Аркадия, Николая Петровича Каманина, назначат руководителем подготовки первого отряда космонавтов. Все космонавты впоследствии вспоминали , что Николай Петрович, для каждого из них был любящим, чутким, но очень строгим и требовательным отцом. Видимо в каждом из них он видел Аркадия.