Найти тему
История картин

Почему "Большая волна в Канагаве" захлестнула весь мир

«Большая волна» одна из самых узнаваемых гравюр во всем мире. Она вдохновляла многих импрессионистов, в том числе Дега и Моне, а Ван Гог был большим поклонником творчества Кацусуки Хакусая. Гравюра и по сей день продолжает вдохновлять художников, дизайнеров и рекламщиков. «Волна» появляется на различных носителях, ее можно встретить на футболках, плакатах, баннерах и даже эмоджи в смартфонах.

Ну а сам Хокусай, на создание своей известной гравюры вдохновлялся более ранней европейской живописью. Япония долгое время была закрытой страной, и получить европейские вещи было не так-то просто. Поэтому художник приобретал оттиски западных мастеров у контрабандистов. По ним он учился перспективе и цветопередаче, что отлично выразил в «Большой волне»

Автопортрет. Кацусика Хокусай
Автопортрет. Кацусика Хокусай

Хокусай родился в 1760 году в Эдо, теперь это Токио. За всю свою творческую жизнь сменил более тридцати псевдонимов. Настоящее его имя Токитаро. Каждый псевдоним символизирует отдельный этап в его творчестве.

Заниматься рисунком Токитаро начал рано, как он сам утверждал с шести лет. Потом был помощником гравера и учился в художественной школе. Но нигде надолго не задержался. У Токитаро был вспыльчивый и дерзкий характер, он не шел на компромиссы с учителями, которые требовали придерживаться определенных правил в рисунке. Как истинный гений, Токитаро был одержим творчеством и искал в живописи что-нибудь новое.

Традиционная японская живопись укие-э
Традиционная японская живопись укие-э

Заказ на создание «Большой волны», а вернее на серию гравюр «36 видов Фудзи», где «Большая волна» первая гравюра, художник получил на семидесятом году своей жизни. Работая над этим заказом, Хокусай не изменил своим принципам и снова нарушил устоявшиеся правила. Пейзажная живопись была очень популярна в Японии, но ее изображали тушью на бумаге или на шелке и никогда не делали печатные оттиски. Что касается бытовых сцен, то практически никогда не изображались простолюдины и крестьяне. Живопись была для знати и соответственно она хотела видеть только свое окружение, сёгунов, борцов сумо и гейш.

"Ночной вид на мост Рёгокубаси с берега реки Оммаяга" . Гравюра № 22 к серии "36 видов Фудзи".  Кацусика Хокусай.
"Ночной вид на мост Рёгокубаси с берега реки Оммаяга" . Гравюра № 22 к серии "36 видов Фудзи". Кацусика Хокусай.

В «36 видов Фудзи» у Хокусая все на оборот, он сделал пейзажи на деревянных гравюрах, и появились обычные люди, которые занимаются своими повседневными делами. На гравюрах гора Фудзи, которой поклоняются японцы, изображена с разных ракурсов. Она не является центом сюжета, но присутствует на каждой картинке, так же как присутствует в жизни каждого. Все гравюры сделаны реалистично, достичь этого получилось при помощи перспективы. Изображения подписаны и имеют свое реальное географическое местоположение. Так раньше в японской живописи не делали. С помощью «36 видов Фудзи» люди стали изучать места, в которых раньше не были, а Хокусай стал народным художником.

Самое известное изображение из серии — это, конечно же «Большая волна в Канагаве». На гравюре Хокусай использовал краску, богатую синим оттенком и все ту же перспективу, которую изучал на голландских оттисках. Сочетания этих элементов придало необычайную свежесть среди японской живописи. Благодаря дешевизне печати гравюр, «Большая волна» распространилась по всей Японии и стала популярна повсеместно.

"Большая волна в  Канагаве". Гравюра № 1 к серии "36 видов Фудзи". Кацусика Хокусай.
"Большая волна в Канагаве". Гравюра № 1 к серии "36 видов Фудзи". Кацусика Хокусай.

Когда Япония приоткрыла занавес, толпы туристов ринулись в ранее закрытую страну. «36 видов Фудзи» стали для них, что-то вроде путеводителя, а копии «Большой волны», покидая границы страны, завоевывали популярность на новых континентах. «Волну» принято считать абсолютно японской живописью, но это не совсем правильно. Это скорее коллаборация японской и европейской школ.

Так «Большая волна в Канагаве» взяла свое начала в ранней европейской живописи, прошлась по всей Японии и захлестнула западный и европейский миры.

Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.
Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.