Узнали у руководителя Института региональной экспертизы, почему некоторые субъекты РФ отнесли к «бунтарям»
Ингушетия, Якутия и Архангельская область — топ-3 регионов, в которых в марте этого года была зафиксирована самая высокая протестная активность. Такие данные указаны в рейтинге, опубликованном Институтом региональной экспертизы. С учетом протестных настроений специалисты распределили субъекты РФ по четырем зонам: красной, оранжевой, желтой и зеленой. В рамках подкаста узнали, за какие заслуги часть регионов отнесли к «бунтарям», как итоги марта связаны с рейтингами предыдущих месяцев и какие прогнозы уже сегодня можно делать, исходя из имеющихся данных. Также обсудили проблемы, которые стали причиной для протеста сразу в нескольких субъектах РФ.
Слушать подкаст полностью на SALT.ZONE и в iTunes.
__________________________________________________________________________________________
Дмитрий Михайличенко — руководитель Института региональной экспертизы:
Подсчитать количество мероприятий протестного характера не так трудно, потому что мы берем то, что вызывает общественный резонанс. Это есть в СМИ и в соцсетях. Нам часто звонят замы губернаторов и начальники управлений внутренней политики региональных партий и администраций и говорят: «Это не так, а этого не было». Бросаешь ссылку на мероприятие — ну, тогда разбирайтесь с местными СМИ, которые, по вашему мнению, дают фейк-ньюс.
Мы исходим прежде всего из повестки и качественного анализа СМИ и соцсетей. Если говорить про те регионы, которые выделяются в рамках протестной активности в марте, то это Ингушетия, Архангельская область и Якутия. Во всех трех регионах произошли экстраординарные события, которые резко усилили протестный потенциал.
Нами проделана типология протестов, и мы пытаемся совершенствовать эту квалификацию. Если типологизировать, то это, конечно же, пикеты, акции протеста, выступления против социально-экономической политики или антисоциальной политики государства или региональных властей, это межнациональные вопросы. Внутриэлитные конфликты тоже могут быть источником роста протестных настроений. Допустим, классическая схема противостояния: мэр против губернатора. Если смотреть на карту — много таких регионов, где это противостояние имеет место быть. Но тенденция такова, что администрация президента постоянно хочет это минимизировать. Еще один фактор, который влияет на расстановку в нашем рейтинге, это выборы губернатора. Те регионы, где запланированы выборы на 2019 год, — им особое внимание уделяем, и там работает поправочный коэффициент.
Если говорить о сегодняшнем моменте, то это, прежде всего, вопросы тарифов в связи с реформой ТКО. Новая волна повышения будет летом, и мы ждем роста активности. В основном это требования социального характера: те же обманутые дольщики, жалобы на сферу ЖКХ и здравоохранение. Но политические протесты тоже имеют место. В том числе в многонациональных республиках.
Если попытаться обобщить: Центральная Россия более активна, там более насыщенная политическая жизнь. В тех регионах, где есть мегаполисы, — большее количество мероприятий. Еще одна закономерность: социально-экономическая тематика преобладает, но мы совершенно не застрахованы от факторов политизации, которые касаются сугубо политических и межнациональных отношений. В этом контексте регионы с национальным колоритом имеют потенциал для эскалации. Четвертая важная закономерность в том, что нужно уметь оценивать действия властей. Достаточно характерный пример с Хабировым [врио главы республики Башкортостан]: закручивание гаек в краткосрочной перспективе дает снижение протестного потенциала, а в средне-долгосрочной перспективе такая ситуация, возможно, приведет к еще большим масштабам эскалации. И пятое — очень важно уметь анализировать соцсети и навязывать повестку именно там. Ряд новых губернаторов идут в соцсети и это дает краткосрочный эффект. Но когда идет негатив, претензии или вопросы, которые не могут быть решены региональными властями, начинается блокирование пользователей или отсечение их, и это создает эффект поляризации. Новые форматы актуальны, но многие региональные пиарщики не справляются с этим и сами для себя агрегируют базу для социального недовольства.