Помню рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади». Он, кстати, программный. В седьмом классе его читают. Суть в следующем. Герой-повествователь видит замученных лошадей, жалеет их, сочувствует им. И не может найти ответа на вопрос: за что люди стали так обращаться с лошадьми?
Тема действительно глубокая. Лошади и правда стали нужны сначала меньше, потом ещё меньше, потом ещё меньше. Сейчас они вообще не нужны. В прошлом веке люди массово уехали из деревень в города. Они еще взяли с собой собак, но вот лошадей не взяли.
Сегодня очень многие заводят собак не только для охраны и охоты, но и просто для дружбы. Но лошади тоже разумные существа, тоже преданные друзья. Их тоже можно заводить для дружбы. Да только не привести лошадь в бетонную клетку. Не поместится.
С одной стороны, человечество с появлением автомобилей, тракторов и самолетов не должно было так подло бросать лошадей. По крайне мере, так обращаться с ними, как это показано в рассказе Федора Абрамова. Но ведь и целая армия извозчиков во всем мире осталась без работы.
Я сначала хотел повести разговор о злых людях и добрых животных. Об отсутствии любви и росте жестокости среди людей. В общем, сказать то, что часто люблю говорить, когда перечитаю что-нибудь о собаках, коровах и лошадях. Только знаете что? Да пошли они все в конницу!
Главная лошадиная героиня рассказа — лошадь Рыжуха — горюет, плачет, смотрит с укором на человека, поет грустные песни. Она поняла, что с ней и с ее сородичами поступают плохо, их унижают, не заботятся о них. И по большому счету, когда они состарились, они не нужны людям.
По другому говоря, с Рыжухой произошло рабское прозрение. Раб, который прозрел, он или уже не раб, или все-таки раб, но в сто раз несчастнее слепых рабов.
И знаете, кого не хватает Рыжухе и ее друзьям? Дикого мустанга-иноходца. Им нужен пример смелого бунтаря. Это я говорю о рассказе «Мустанг-иноходец» канадского писателя Эрнеста Сэтона Томпсона.
Ну согласитесь, что мешает Рыжухе убежать? Только кол в земле и веревка, которые держат ее. Ей только дернуться и побежать, чтобы выдернуть кол. Но нет. Привычка, страх, рабское воспитание. Такая лошадь на бунт и побег не решится. А стоит рядом появиться смелому дикарю, Рыжуха сразу побежит с ним.
Так побежали кобылы, которых увёл мустанг-иноходец. Почувствовали свободу и ушли. Если бы фермеры не начали охоту на мустанга и не переловили всех, лошади бы так и освоились в дикой природе.
Понимаете, лошади-рабы терпят издевательство, но работают. Их плохо кормят, но они работают. Они видят, как мучаются другие лошади в старости и знают, что их тоже ждет жалкая старость, но все равно терпят и работают.
В то время как свободные лошади-мустанги (их родители бывшие рабы, которые сбежали) не только ни на кого не работают, но и способны освободить других.
Как и одичавшие собаки, одичавшие лошади уже не будут никому подчиняться. Одичавшая собака — это бывший друг человека. А мустанг — бывшая лошадь.
Если попадутся эти два рассказа, обязательно перечитайте.
Спасибо за внимание.
______________________________________
Дорогие читатели, приглашаю вас на еще один мой дзен.канал "Стихоюмор". Заходите поулыбаться.
— Расширенная версия стихотворения "Мимо тёщиного дома..."
— Расширенная версия стихотворения "Девки в озере купались..."
— Расширенная версия стихотворения "Хорошо в деревне летом..."
— Расширенная версия стихотворения "Сидит Гитлер на берёзе"
— Расширенная версия стихотворения "Обезьяна Чи-чи-чи"
— Расширенная версия стихотворения "Топор из села Кукуево"
— Расширенная версия анекдота "Колобок повесился"
— Поэма "Смотришь в книгу, видишь фигу"
— Поэма "Для чего козе баян?"
Всего более 70 публикаций "Стихоюмора". Жду всех!