По сводкам о совершённых преступлениях в последние годы заметно, что рекламные технологии успешно применяются, как в честном бизнесе, так и в случаях мошеннических действий.
Разумеется мошенники, как субъекты, работающие с людьми знают самые эффективные способы воздействия, применяемые в преступных целях. Ещё несколько столетий назад для совершения различных махинаций использовались газеты, почта и телеграфная связь, поэтому применением в 21-веке рекламных технологий в преступных целях никого не удивишь.
Целью этой статьи является описание эффекта одного из рекламных методов воздействия на целевую аудиторию - речь идёт о законном воздействии, поэтому параллельное повествование о мошенничестве является справочным дополнением к теме статьи.
Самая древняя рекламная техника
Этот рекламный метод хорошо известен с древних времён, поэтому его использование подкреплено законной и уголовной практикой. В современной терминологии он называется метод Ревизора ("к нам едет ревизор" - длинное название).
Подробно узнать как работает этот метод можно прочитав комедию Николая Васильевича Гоголя "Ревизор".
Метод "Ревизор" основывается на создании информационных установок, формирующих позитивное восприятие, следующих за установками, действий.
Этим методом пользовались с древности целители и шарлатаны, предсказатели и учёные, политики и коммерсанты. Метод "Ревизор" был хорошо известен мистификатору Джузеппе Бальсамо (Калиостро).
В качестве примера можно привести анекдот иллюстрирующий действие рекламы в преступных целях:
***
Анекдот о Свирепом Джо
В салун одного американского городка вбежал испуганный человек и громко закричал: "Спасайтесь, спасайтесь, сюда скачет Свирепый Джо на своём чёрном коне! Он самый искусный стрелок на Диком Западе! Он стреляет всегда первым, ещё никто не успел выстрелить в него - так он быстр. Он расстрелял все салуны на востоке прерии."
Прокричав это, испуганный человек выбежал из салуна и торопливо скрылся из виду. В салоне наступила паника, многие не знали что делать.
В панике никто не заметил как на пороге салуна появился высокий человек. Из окон можно было увидеть чёрного коня, стоящего на улице.
- Револьверы на пол и ногой ко мне, джентльмены! - прокричал незнакомец. - Я всегда стреляю первым. Деньги, ценности, всю кассу салуна в этот мешок, быстро!
Обитатели салуна быстро наполнили мешок и передали его незнакомцу, который прихватив дополнительно несколько бутылок виски погрузил всё на своего страшного коня. Сев в седло, он прокричал жителям: "Теперь спасайтесь, сюда и вправду идёт Свирепый Джо - самый быстрый стрелок на Диком Западе!".
***
Из этого анекдота следует, что информационные установки применялись с давних времён и эффективно работали. Например, некоторыми древними целителями создание информационных установок о чудодейственном лекарстве применялось для достижения эффекта Плацебо.
Назначение рекламного метода "Ревизор"
Информационная волна, создаваемая по методу "Ревизор", может быть фейковой или достоверной. Эта волна направляется на достижение:
- позитивного отношения к будущему предложению: новый товар, новая услуга, новый политический кандидат;
- введения в заблуждение: мошеннические действия, совершаемые под видом законных;
- повышения бдительности граждан: предупреждение эпидемий и чрезвычайных ситуаций;
- создания негативного отношения: антиреклама, грязные политические технологии, недобросовестная конкуренция, недобросовестные СМИ и другие подобные цели.
Характерной чертой этого метода является одновременное использование разных источников с одной и той же информацией для получения эффекта "всё говорят", при котором происходит необоснованное придание достоверности непроверенным сведениям.
В мошенничестве этот метод применялся в нецифровых и в цифровых схемах. Схемы создания доверия к некачественному товару, аферисту или вирусной программе с использованием метода "Ревизор" почти одинаковы. Различны только варианты комбинирования источников и способов распространения ложных сведений.
Поскольку современные рекламисты создавая свои рекламные кампании свято соблюдают правило Ильфа и Петрова "Без публисити нет просперити" (подразумевается основа PR - паблисити, publicity), они используют метод "Ревизор" в честной коммерции.
Для повышения доверия к источникам информации в статью 15.3 закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года были добавлены изменения препятствующие созданию фейковых волн, что затрудняет деятельность мошенников.
ВАЖНО! Для противодействия мошенническим схемам нужно проверять в официальных источниках достоверность сведений, на которые ссылаются знакомые в разговоре, представители разных коммерческих и некоммерческих организаций.
В качестве ликбеза многим гражданам полезно изучить "Основы информационной работы" в вопросах:
- классификации информационных объектов;
- классификации информационных источников;
- способах определения достоверности информации.
Техническое совершенствование и правовое усиление регуляторов информационного пространства общества в современном мире улучшают качество и достоверность распространяемой информации, но индивидуальное общение людей остаётся каналом доверительного общения, а также средством для осуществления мошеннических действий.
ПРОВЕРЯЙТЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ВАС СВЕДЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ!
11 апреля 2019 года.
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Задавайте вопросы, пишите комментарии, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).