Когда я только запланировал эту тему, хотел начать с ответа на вопрос, кто он, этот загадочный Мелхиседек? Но нашёл статью, где последовательно и в деталях уже всё сказано. Если коротко, то Мелхиседек, с большой долей вероятности, это Сим, собственной персоной. Старший сын Ноя, тот самый, что с отцом и братьями спасся на ковчеге от вод потопа. Родоначальник рода, от которого произошёл и сам Авраам. Если же интересны детали, пройдите по этой ссылке.
Лот
Авраам услышавши, что племянник попал в плен, немедля поднимает своих людей и рискуя всем, для Авраама такое поведение совсем несвойственно, бросается на выручку сроднику. Для Авраама, Лот всё ещё как сын и возможный наследник. Победа. Лот как блудный сын, теперь то должен понять, летальные последствия своего выбора, теперь то он вернётся в семью. Ведь умный парень. Авраам даже отказывается взять отвоёванные трофеи.
И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама… (Книга Бытие 14:21-23)
Имение за людей. По сути царь Содомский так выкупает своих людей, как рабов. Авраам же не берёт себе ничего, таким образом, наоборот, давая возможность людям сделать выбор. А наипаче Лоту, появился шанс вернутся к Аврааму. А что Лот?
и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин, и народ. (Книга Бытие 14:16)
Авраам спас Лота, и тот вернулся, но не к Аврааму, а к царю Содомскому. Почему у Лота не возникло желание вернутся в этой статье а сейчас нам интереснее патриарх. Авраам переживает втрое предательство родственника. Лот же ему, как сын. Кроме того, на глазах Авраама Лот предаёт не только его, но и Бога. Лот сделал выбор. Авраам снова должен делать свой.
Авраам
После первого предательства племянника, мы читаем, что Бог явился к Аврааму:
И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет… (Книга Бытие 13:14-16)
Потеряв Лота, не по своей вине, Бог успокаивает Авраама, который уже достаточно стар, и теперь его покидает, казалось бы, последняя надежда. Бог подтверждает, что от него, от Авраама произойдёт целый народ. Патриарх родит сына, и потомки его будут владеть землёй, где на данный момент Авраам «пришелец и странник». Патриарх нуждался в поддержке, в годы, когда поздно уже что-либо начинать, ему уже под 80, он ещё может, он ещё родит сына.
После освобождения пленных садомлян, Авраам снова разочарован. Но в этот раз разочарование иного характера. Думаю, многие способны понять Авраама. Вы пробовали быть честным? Больше никому и никаких взяток, даже сотрудникам ГИБДД, признавать правду там, где эта правда не выгодна, никогда никого не подсиживать, не плести интриги и не сводить сплетни. Просто не завидовать. Пробовали?
Уверен, что да. А коль знаете, что это такое, то наверняка вам знакомо и чувство, когда вы остались один такой на свете. Вокруг все, от политиков, до друзей и родни лгут и вечно живут с этакой «задней» мыслью. А если в этот момент, вдруг случается, что ваш друг или человек которого вы просто уважали, показывает пример бесчестности, вот вы и на месте Авраама.
Теперь понимаете его? Лот, названный сын, предал и казалось на земле больше нет праведников. Весь мир - Содом и Гоморра.
Мелхиседек
Если Мелхиседек – это Сим, получается очень красивая история, но даже если это и не так, то важность момента всё равно сохраняется. Более того, если Моисей не уточняет, что это Сим, то акцент данного отрывка и вовсе не на ответе, кто же этот загадочный «священник Бога Всевышнего».
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли… (Книга Бытие 14:17-19)
К Аврааму на встречу выходят два царя. Царь Содомский и царь Салимский. Как чёрт и ангел, если описывать разницу между царями, то лучше и не придумать. Мелхиседек вынес хлеб и вино, проявив гостеприимство и благословил Авраама.
Аврам дал ему десятую часть из всего. (Книга Бытие 14:20)
Авраам отдаёт десятую часть, таким образом признаёт главенство священника над собой. Позже в послании к Евреям, Мелхиседека и вовсе назовут первосвященником. Так Авраам понимает, пусть он и послушен Богу и народ избранный от него произойдёт, но он не единственный, кто верит и поклоняется Богу Всевышнему. Всё же, не весь Мир - Содом и Гоморра.
В тот момент, когда, казалось бы, даже близкие люди отворачиваются от Бога, ты как будто один остаёшься. Авраам победил в неравной битве, но оказывается проигравшим (Лот вернулся в Содом) именно в этот горестный момент патриарх встречает священника Бога всевышнего. Авраам не один, есть ещё на Свете праведники.