Найти тему
Точка мнения

«Покидая Неверленд» - о чем, на самом деле, фильм

Читая обсуждения этого фильма о Майкле Джексоне и его мальчиках, мне, в первую очередь, бросается в глаза тот факт, что акцент смещается на Майкла. Хотя фильм – про жертв абьюза.

Даже если опустить недоказанный в глазах общественности и правосудия факт растления детей, все равно, отношения Майкла Джексона с детьми, которых он к себе сначала приближал, а потом отдалял – это глубоко травматичные отношения для детей. Его отношения с детьми, когда они спали с ним в одной кровати, проводили много времени вместе – это доказанные факт, который и не оспаривается никем. И для меня, этот фильм, в первую очередь, про жертв, а не про агрессора.

К сожалению, когда мы сталкиваемся с чем-то опасным, ужасным, пугающим, то все внимание приковывается к агрессору, даже если он и не кумир. Мы пытаемся разгадать загадку агрессора, надеясь тем самым защитить себя, научиться распознавать зло в других. Как если бы мы поняли что в злодее не так, это помогло бы нам не допустить подобного в своей жизни. Это смещение акцента на агрессора очень вредно для жертвы. Даже рассказав о своих страданиях, жертва остается в тени своего палача.

И «Покидая Неверленд» - яркий пример этой тенденции. Что обсуждается? Как тяжело было детям, какая травма это для них, как защитить своих детей? Нет. Обсуждается – виноват ли Майкл, почему только сейчас об этом рассказали, куда смотрели матери?

Минимум акцента на самих жертвах. Страшно. Бежим от этого угла зрения.

Но что будет, если все-таки вернуться к жертвам…

Этот фильм показывает 2 важных момента.

1. Крючок, на который ловятся жертвы абьюзов.

И речь идет не только о растлении, этот же механизм работает и в плохих компаниях, уличных бандах, мужчинах-тиранах и т.п.

Злодей показывает жертве, что он особенный. Вот прямо сейчас, без заслуг и достижений (которые обычно ожидаются в семье, чтобы тебя похвалили) жертва получает ощущение избранности, особенности и исключительности. Жертва окутывается тонкой и крепкой нитью эйфории и убеждения в любви. И уже потом, когда человек втянулся, прочувствовал всю прелесть такого отношения к себе, мягко проявляются требования – что он должен делать, чтобы эта эйфория и поддержка продолжалась. Какую цену нужно заплатить, чтобы не потерять это.

Если бы герои фильма в первый день встали перед выбором – секс как возможность дружить с кумиром, они бы ощутили угрозу, опасность и не попались бы на крючок. Но когда они уже обрели «лучшего друга», который делал для них мир волшебным, переход на эту ступень взаимоотношений воспринимался логичным, как развитие отношений.

Обратите внимание, что герои фильма хранят любовь к Майклу. По большому счету, для них основная травма – осознание того факта, что все, что с ними происходило, имело двойное дно и не было «правильным». И конечно, травма брошенности.

2. Второй важный момент – насколько сложно жертвам признаться перед своей семьей.

По статистике подобные преступления и насилие остаются нераскрытыми именно потому, что жертвы не заявляют в полицию. Стыд, страх за близких оказываются сильнее. Потому что то, что с ними произошло, уже в прошлом. А обсуждение, признание, реакции, показывание пальцем – это в будущем. И если можно избежать этой боли, жертвы будут ее избегать даже ценой правосудия. Потому что правосудие – это про злодея, а боль и стыд – это ближе, это про них самих.

Поэтому мне не кажется странным и нелогичным, что герои фильма покрывали Майкла, а решили рассказать только после того, как признались в этом своей семьи. И … когда Майкл был уже мертв. Мертвый король – имеет меньше влияния, чем живой.

По поводу матерей…

Мне кажется, что матери были очарованы, соблазнены. И не только шикарной жизнью. Возможно, они считали, что Майкл влюблен именно в них, а так как они замужем, стесняется проявлять свои чувства и действует через детей. Как герои фильма хотели видеть в Майкле отца, так их матери, возможно, грезили о том, что Майкл станет их мужем, отцом сына. Выстраивая в голове такие иллюзии, они и не видели угрозы, потому что были в плену идее о собственных отношениях с Майклом. И тогда выстраивалась очень удобная иллюзия: Майкл устанавливает хорошие отношения с сыном, чтобы быть ему отцом и заслужить любовь мамы. Если он влюблен в маму, не стоит бояться, что он ночует с сыном.

Насколько история правдива…

Представьте, что все это рассказывают не о поп-идоле, не о вашем кумире, под песни которого вы танцевали в детстве, а об олигархе, который вам не нравится, или о чиновнике, которого вы лично не знаете. Сомневались ли бы вы тогда в истории жертв?

Как вывод из этого фильма, для меня возникает общая рекомендация – если вы ощущаете эйфорию от общения с кем-то, отойдите далеко-далеко и посмотрите что маскирует это «волшебство», что настораживает из объективных факторов, от чего уводится взгляд на это волшебство. И показывайте больше любви своим детям, чтобы у них не было необходимости искать любовь и признание за пределами семьи.