Найти тему
Yamaha Music

История значимых моделей аудиотехники Yamaha 1973 — 1987

Оглавление

Create carousel             Add a caption
Create carousel Add a caption

Мы расскажем о некоторых особо значимых изделиях, которые формировали историю компании Yamaha. Среди них JA-0506, твитер с алюминиевым рупором, выпущенный в 1973 году, наушники HP-1, кассетная дека TC-800GL — шедевр известного промышленного дизайнера Марио Беллини 1976 года, большой тяжелый проигрыватель виниловых дисков GT-2000.

1973

Энтузиастов, предпочитающих собирать акустические системы самостоятельно, эта модель покорила своим волнующим звучанием, а также блестящим точеным алюминиевым рупором.

A-0506

JA-0506
JA-0506

JA-0506 — это первый автономный твитер Yamaha, предназначенный для работы в тандеме с оригинальным динамиком NS с диффузором из стирофома. Выточенные из слитка алюминия секции рупора и частотного корректора обеспечивают широкий звуковой охват и плоскую АЧХ, а благодаря звуковой катушке с большим магнитом диаметром 40 мм достигается высокая эффективность более 115 дБ/Втм. Легкая дюралюминиевая диафрагма повышенной жесткости излучает яркий и очень четкий звук, который быстро заслужил высокую признательность сообщества аудиофилов.

Разъемы под штекеры типа «банан», провода регулируемой длины и деревянные подставки позволяют использовать эти твитеры автономно, дополнять ими уже имеющиеся акустические системы или устанавливать их в любительских конструкциях высокого класса в комбинации с NS или динамиками других производителей. Чтобы вызвать еще больше симпатий среди энтузиастов, в каталогах того времени особо отмечалось, что подобная сверхвысокая точность обработки применяется при изготовлении музыкальных инструментов и прецизионной техники.

Помимо JA-0506 (на фото) с точеным алюминиевым рупором, эта серия включала также модель JA-0506B. Она была классом ниже, оснащалась более простым рупором из полимера без отделки и без указания результатов фактических измерений. Эти излучатели (стоимостью 8000 йен против 15 000 йен за модель JA-0506) устанавливались в некоторые акустические системы серии NS, в том числе в поздние модели NS-30 и NS-570.

1975

YP-1000

Проигрыватель виниловых дисков с использованием компонентов высочайшего качества образует величавую конструкцию сродни предметам роскоши.

Add a caption
Add a caption

Популярность Yamaha в мире Hi-Fi была достигнута за счет успеха серии аппаратов «в светлом дереве» (красновато-желтого цвета), таких как усилитель CA-1000 (1973 г.) и акустика NS-690 (также 1973 г.). Что же касается проигрывателей, их ассортимент ограничивался моделями начального или промежуточного уровней устаревшей конструкции, никак не сопоставимых с CA-1000. Поэтому, в 1976 году вместе со вторым поколением усилителей «в светлом дереве», включая CA-2000 и CA-1000 III, были выпущены под стать им и три новых проигрывателя.

Верхнюю ступень среди новинок занимала модель YP-1000. Ее прямой привод с 20-полюсным, 60-пазным бесщеточным серводвигателем постоянного тока демонстрировал максимально высокие для того времени характеристики. Опорный диск диметром 31 см, выточенный с высокой точностью из алюминия, имел резиновое покрытие с узкими кольцами вместо обычного мата, что придавало конструкции изысканность европейского стиля. Проигрыватель оснащался высококачественным тонармом Stax UA-7, считавшимся среди знатоков стандартом, а также ММ-звукоснимателем Shure V-15 III высокой чувствительности, одним из лучших в индустрии.

CT-7000

Высококлассный экспериментальный тюнер — результат четырехлетней работы.

Add a caption
Add a caption

До того, как в начале 80-х годов в Японии получил распространение сервис по предоставлению дисков напрокат, наряду с проигрывателями большой популярностью пользовались FM-тюнеры и кассетные деки, которые позволяли слушать стереофоническую музыку бесплатно. В странах, ориентированных на Северную Америку, не было принято записывать музыку с радио, поэтому повсюду — от крупных городов с густой сетью вещательных станций вплоть до самых отдаленных районов существовал спрос на высококачественные приемные устройства высокой чувствительности.

Add a caption
Add a caption

Технология передачи высоких частот, используемая в конструкции тюнеров, гораздо сложнее технологии передачи низких частот, с которыми работают усилители и другое оборудование. Это в значительной мере определяет разницу в статусе производителей. Модель Yamaha CT-7000 явилась результатом четырех лет напряженной работы, и была призвана ввести в престижное сообщество производителей лучших в мире тюнеров компанию, не имевшую опыта создания подобных устройств. Для реализации характеристик, не поддававшихся измерениям с помощью существующих на то время приборов, были созданы измерительные приборы нового поколения. Это свидетельствует о том, что высокое качество звука Yamaha опережало уровень технологий, и дало им вектор развития на ближайшее будущее.

Особое внимание уделялось приему в сложных условиях. Тюнер имел низкий уровень искажений и высокую селективность для чистого разделения сигналов смежных радиостанций. При этом аппарат обладал высокой чувствительностью для работы в условиях слабого приема и в то же время обеспечивал допустимый уровень входного сигнала в зонах хорошего приема. Создатели CT-7000 успешно разрешили эти противоречия.

Оказавшись явным излишеством для Японии, где и то время вещание в диапазоне FM велось всего двумя станциями, новая модель быстро расширила присутствие Yamaha на североамериканском рынке, где тюнеры высшего класса давно стали неотъемлемой частью аудиосистем энтузиастов жанра.

Конструкции блока питания была настолько хорошо продумана, что звуковые характеристики тюнера не ухудшались даже при экстремальном уровне сигнала (до 146 дБ) на антенном входе. Превосходное качество звука и высокая избирательность благодаря двойному контуру промежуточной частоты плюс привлекательный дизайн — всего этого было вполне достаточно, чтобы покорить сердца меломанов.

Реализованные в этой модели технологии получили дальнейшее развитие, и в конечном итоге привели к повышению качества приема в недорогих Hi-Fi ресиверах. И это вызывает доверие к современным AV-ресиверам Yamaha. Поскольку «серия» 7000 в линейке Yamaha состояла всего из одной модели, тюнер CT-7000 так и остался единственным в своем роде.

1976

Ортодинамические наушники: результат исследовательского интереса и высоких производственных технологий.

Add a caption
Add a caption

Благодаря двум отличительным особенностям эта модель наушников была названа сенсацией сразу после появления на рынке. Во-первых, это применение очень тонкой «ортодинамической» мембраны, на которую спиралью нанесена токопроводящая дорожка (звуковая катушка). Сама мембрана расположена между двумя тонкими магнитами с отверстиями, через которые проходит звук. Поскольку магниты становятся непосредственным источником звука, такие нежелательные явления, как вибрация и серьезные потери в качестве здесь в принципе отсутствуют.

Попытки воплощения этой идеи предпринимались уже давно, и, хотя уже существовали коммерческие продукты, использующие эту концепцию еще до появления HP-1, ни один из них не был успешным. Причина была проста. Такие продукты очень сложны в изготовлении, а попытки решить эти сложности оказывались малопродуктивными.

Add a caption
Add a caption

Диафрагма HP-1 изготовлена из лавсана. Ее толщина составляет 12 мк — как у ленты кассеты C90. То есть, это, как бы, сверхтонкая пленка. На поверхность мембраны методом травления нанесена звуковая катушка в виде спирали с шагом 250 мк. Звуковая катушка разделена на пять концентрических секций, в каждой из которых меняется направление витков. Магниты также разделены на пять соответствующих секций с чередующейся полярностью. Таким образом, благодаря любознательности разработчиков и передовым производственным технологиям, этот метод был впервые успешно реализован.

Другая особенность — это простая и практичная форма, разработанная по заказу компании известным итальянским промышленным дизайнером Марио Беллини. Еще большее впечатление на аудиофоилов произвел контакт амбушюр с ушной раковиной, а также прочное двойное оголовье, удерживающее всю конструкцию, и его простая и легкая подгонка благодаря универсальным сочленениям.

В середине 70-х годов проводились активные исследования с целью разработки технологий нового поколения, которые позволили бы заменить традиционные круглые излучатели. Вскоре некоторые ведущие производители представили на рынке High-End конденсаторные (электростатическое) наушники. Принцип работы ортодинамических наушников HP-1 очень близок к конденсаторным, только вместо электродов используются магнитные пластины. Это позволило объединить превосходное звучание конденсаторных моделей и простоту использования динамических. Каталог того времени отражает энтузиазм команды разработчиков и их стремление к созданию принципиально новых устройств.

TC-800GL 

Функциональность и практичность под «углом Беллини».

Кассетная дека: шедевр промышленного дизайна.

Концепция стереофонической кассетной деки TC-800GL, как и концепция наушников HP-1, была разработана промышленным дизайнером мирового класса Марио Беллини. Имя Беллини уже обрело широкую известность, в частности, благодаря его работам для компании Olivetti, производившей печатные машинки, так что сотрудничество с одним из ведущих дизайнеров 80-годов привлекло большое внимание публики.

Add a caption
Add a caption

Самой важной отличительной особенностью этой деки стало решение проблемы выбора между стационарной и портативной моделями: универсальная конструкция объединяет преимущества обоих вариантов. Характерная форма получила название «угол Беллини». Наклон лицевой панели тщательно просчитан: все надписи на корпусе и индикаторы хорошо видны под любым углом — сверху или на уровне глаз. Для удобства транспортировки сзади предусмотрена выдвижная ручка.

Дека работала не только от сети, но и от батарей Um2 (девять штук) или автомобильного аккумулятора, что давало три альтернативных способа для подвода электропитания. Возможность микширования сигналов микрофонного и линейного входов, двухступенчатый пиковый индикатор, ограничитель для предотвращения чрезмерного уровня сигнала на входе, регулировка высоты тона и другие дополнения делали этот аппарат идеальным устройством для живой записи и практических занятий музыкантов. Благодаря большому маховику и высокоточной оси тонвала, коэффициент детонации не превышал 0,057% — выдающееся достижение для производителя портативных устройств и вполне типичное для производителя музыкальных инструментов. Однако инерция большого маховика имеет свои достоинства и недостатки: дека не годилась для записи и воспроизведения во время движения. Поэтому устройство не оснащалось плечевым ремнем, как можно было бы ожидать от портативного магнитофона — вместо этого отдельно предлагался футляр для переноски.

Обычная механическая конструкция деки с одним мотором и двумя головками, по правде говоря, не производила особого впечатления и не оправдывала ее довольно высокую цену. Но в то же время недоступная цена придавала аппарату эксклюзивность и делала его предметом культа даже вне среды фанатов кассетных устройств. Оригинальный каталог начинался словами: «Аппарат обладает обаянием, от которого захватывает сердце...». И действительно, лучше не скажешь!

Следует отметить, что одновременно была выпущена более дешевая версия модели ТС-800GL, которая не имела системы Dolby NR, альтернативных вариантов подвода питания и некоторых других функций. Она была доступна в корпусе черного цвета или цвета слоновой кости.

1978

Add a caption
Add a caption

Первый проигрыватель с симметричным линейным тонармом. 

«Аппарат мечты», который позволял заглянуть в будущее.

PX-1

Add a caption
Add a caption

Если обычный поворотный тонарм перемещает головку звукоснимателя по дуге, линейный (тангенциальный) тонарм перемещает ее параллельно — именно так движется головка резца, используемого при нарезке мастер-диска в процессе аналоговой записи звука. Таким образом, между головкой звукоснимателя и звуковой дорожкой сохраняется тот же угол. Считается, что это обеспечивает более высокое качество звука при воспроизведении.

Попытки практической реализации этого метода предпринимались еще в начале 60-х годов. В середине 70-х он вернулся снова на фоне общего прогресса в области электронных технологий. Но несмотря на принципиально передовую конструкцию, в реальности ни один линейный тонарм не мог сравнится по качеству звука с хорошим поворотным.

Стремясь преодолеть статус-кво, в 1978 году Yamaha выпустила свой первый проигрыватель с линейным тонармом, PX-1, который по качеству звука можно было бы сопоставить с лучшими моделями традиционной конструкции. Это был выдающийся аппарат со множеством уникальных особенностей, включая точеный опорный диск массой 5,6 кг из дюралюминия, литой алюминиевый корпус и отдельный блок питания. Его общая масса составляла 27 кг плюс 5 кг блок питания.

При этом большая часть ресурсов затрачена на разработку «симметричного линейного тонарма» высокой чувствительности с электронным управлением. Эта технология была направлена на преодоление недостатков обычных линейных тонармов, предотвращение несбалансированной нагрузки на звуковую дорожку и исключение вибрации и шума при движении тонарма. Для достижения этих целей использовались самые передовые технологии управления и самые передовые идеи механической конструкции.

Кроме того, были разработаны различные типы тонармов: с возможностью замены головки, с несъемной универсальной головкой с максимально высокими характеристиками и с возможностью установки обычной головки. Это давало пользователям свободу выбора. Серия уникальных проигрывателей PX с симметричным линейным тонармом пополнилась в 1979 году моделью PX-2, а в 1981 году — моделью PX-3.

1979 

EC-1 3-полосный кроссовер с широчайшими возможностями регулировки.

Add a caption
Add a caption

3-полосный кроссовер (разделитель каналов) EC-1 был выпущен в 1976 году после выхода усилителя мощности B-1 и предусилителя C-1, и является составной частью серии первых раздельных Hi-Fi усилителей Yamaha. В то время многоусилительные акустические системы, такие как EC-1, использующие несколько усилителей мощности и активный кроссовер, были пределом мечтаний каждого уважающего себя аудиофила.

Add a caption
Add a caption

Наличие в линейке продукции той или иной компании полноценного разделителя каналов подкрепляло высокий статус бренда, и даже при довольно низком спросе он все равно был обязательным атрибутом для производителя усилителей мощности высшего класса. Настройки кроссовера оказывали заметное влияние на звук, и фирменный характер в нем выражался даже ярче, чем в усилителях и проигрывателях. В частности, кроссоверы можно было разделить на два типа. Модели первого типа обеспечивали преимущества многоусилительных систем без изменения заданных настроек параметров, а модели второго типа нацелены на подчеркивание уникальности аудиосистемы с помощью регулировки параметров.

ИС-1 явно относится ко второму типу. Если устройства первого типа сводят функции регулировки до минимума, обеспечивая чистый путь прохождения сигнала, то модель EC-1 дает доступ к максимальному количеству настроек, не доступных при использовании пассивного кроссовера.

Селектор для выбора любой из пяти фиксированных частот в диапазоне нижней середины и средних верхов с плавной настройкой спада в пределах ± 0,5 октавы, регулировка параметра Q для контроля искажений периферийных характеристик в точках перехода при помощи фильтра добростности с плавной регулировкой в диапазоне от 0,5 до 1 и другие функции давали пользователям высокую степень свободы, позволяя настраивать звучание системы в соответствии с собственными музыкальными представлениями и опытом.

Устройство имеет привлекательный дизайн. В отличие от типичных активных кроссоверов того времени, модель EC-1 имеет такой же изящный плоский корпус, как и предусилитель С-2, а регуляторы по точности вращения напоминают движение колец объектива на фотокамере.

HA-2

Add a caption
Add a caption

Остроумное решение с размещением усилительной схемы на головке звукоснимателя устранило проблемы на пути прохождения сигнала.

Выходной сигнал МС-звукоснимателя очень слабый и находится за пределами слышимости. Достаточно небольшого механического смещения головки, и звук меняется настолько, что даже не верится, что в головке стоит все тот же звукосниматель. Это вызывает естественное беспокойство. Нарушение контакта? Обрыв провода внутри тонарма? Проблемы с соединительными кабелями? Одним словом — сбой на пути прохождения сигнала.

Add a caption
Add a caption

Выпущенная в 1979 году система HA-2 была призвана устранить непредсказуемость при передаче сигнала, свойственную аналоговому воспроизведению. Она представляла собой внешний блок корректирующего усилителя и миниатюрное устройство для размещения на головке звукоснимателя. К обратной стороне головки крепилась маленькая плата («таблетка усилителя») с первым каскадом усиления.

Такая схема «чистого сигнала» делает возможной передачу слабого выходного сигнала MC без помех на пути его прохождения к каскаду усиления. Электрическая схема «таблетки» так и не была опубликована, а схема, размещенная в блоке HA-2, была залита эпоксидной смолой.

Таким образом, HA-2 нельзя было использовать без головки, при этом она была создана с расчетом на определенное выходное напряжение звукоснимателя. Для устройства, ориентированного на аудиофилов-любителей это ограничение, казалось бы, было фатальным. Однако в действительности корректор HA-2 продавался еще в течении трех лет, а в 1982 была выпущена модель HA-3, которая стоила почти наполовину дешевле и продавалась вместе с головкой с уже установленной таблеткой и два запасные таблетки, которые можно было прикрепить к другим головкам на усмотрение пользователя. Система HA-3 продавалась до 1986 года. Таким образом, обе модели активно присутствовали на рынке в течение семи лет.

1980

JA-2070 

Широкополосный излучатель с бериллиевым колпачком — шедевр, в котором сочетаются роскошь и лаконичность.

Add a caption
Add a caption

После выпуска динамиков JA_6002/JA-5002, которые устанавливались в первых акустических системах серии Natural Sound NS-30/NS-20, Yamaha всегда продавала излучатели отдельно, ориентируясь на любителей, которые будут сами собирать для себя акустические системы. Так, в 1980 году были выпущены долгожданные динамики высшего класса, разработанные для АС серии NS-1000 серии и модели FX-1, со всем необходимым оснащением, включая такие профессиональные компоненты, как большой секторальный рупор с двумя параллельными звуковыми катушками.

Add a caption
Add a caption

Самой примечательной в линейке была модель JA-2070 — широкополосная динамическая головка диаметром 20 см с пылезащитным колпачком из бериллия. Она фактически не использовалась в коммерческих АС, и была разработана для наборов «сделай сам». Этот излучатель с алюминиево-никелевым магнитом и белым бумажным диффузором специальной обработки, размещенный в корпусе 50 л с фазоинвертором, демонстрировал превосходные характеристики с плоской АЧХ в широком диапазоне частот от 60 Гц до 20 кГц и выше. Выпуском модели JA-2070, созданной по современным технологиям, Yamaha ставила цель превзойти широкополосный шедевр JBL LE-8Y. По цене 65 000 йен за штуку она действительно оставляла LE-8Т далеко позади. Экстравагантная, и в то же время не лишенная лаконичности, она остается жемчужиной среди излучателей корпорации Yamaha.

1982

GT-2000

Большой сверхтяжелый проигрыватель с ручным управлением — обращение к аналоговым истокам.

Add a caption
Add a caption

В 1982 году, когда состоялся дебют формата CD, линейка проигрывателей Yamaha, до того всегда следовавшая курсу на высокие технологии, пополнилась новой моделью проигрывателя виниловых дисков, GT-2000, с неожиданным возвратом к аналоговым истокам. Это был большой и тяжелый аппарат, а «GT» в названии означало «Gigantic & Tremendous» (гигантский и потрясающий).

Если его предшественник, проигрыватель серии PX, имел ультрасовременный симметричный линейный тонарм и полностью автоматизированный механизм с легким касанием, то новый GT-2000 представлял собой аппарат с ручным управлением с длинным традиционным S-образным тонармом, и не имел даже регулировки высоты тона. Опорный диск нового проигрывателя в деревянном корпусе весил 5,8 кг вместе с резиновым матом массой 300 г, а его диаметр составлял 374 мм. Диск имел уникальный профиль с высоким бортиком и развивал громадную инерцию 1200 кг/см2. Мощный двигатель с прямым приводом, обладая крутящим моментом 2 кг/см, позволял мгновенно включать обратный ход как во время ускорения, так и во время замедления. При использовании внешнего блока питания, который продавался отдельно, можно было управлять электронным тормозом с помощью выключателя, как в вещательном оборудовании.

Из-за нестандартного размера опорного диска довольно трудно определить истинные размеры проигрывателя по фотографии. Между тем ширина его корпуса насчитывала 545 мм.

Цилиндр с закругленной кромкой спереди справа от опорного диска — это упор для пальцев, чтобы не допустить касания ладони края вращающегося диска при опускании иглы.

Дополнительные принадлежности, которые позволяли пользователю совершенствовать аппарат своими руками, доставляли особую отраду владельцам GT-2000. Они включали ранее упомянутый внешний блок питания YOP-1, внешнюю опорную платформу YAB-1 массой 32 кг для надежного удержания корпуса и придания еще большей стабильности всей конструкции, стабилизатор диска YDS-1 с латунной плитой и электрическим абсорбционным насосом, а также прямой тонарм YSA-1/YSA-2. Кроме того, список дополнительных принадлежностей включал опорный диск массой 18 кг из орудийной бронзы, предназначенный для замены стандартного — это давало трехкратное увеличение инерции вращения. Ценник 120 000 йен за опорный диск не может не поражать воображение, но еще удивительнее то, что двигатель и подшипники GT-2000 были достаточно прочными, чтобы выдержать диск втрое тяжелее.

Цену этого проигрывателя, которая составляла 138 000 йен (без дополнительных принадлежностей), можно назвать разумной, если учесть, что аппарат стал аналоговым хитом в эру CD. Серия пополнялась новыми модификациями и производство продолжалось до 1989 года, а в 1991 году эта модель была выпущена вновь в ограниченном количестве по цене 198 000 йен. Корпус GT-2000 был отделан березовым шпоном, выкрашенным в черный цвет, а модель GT-2000L имела отделку из орехового шпона и оснащалась автоматическим лифтом тонарма.

1986

SPS-2000

Роскошная акустическая стойка из африканского падука — редкой древесины, используемой при изготовлении маримб.

Add a caption
Add a caption

В 1986 году ограниченной серией была выпущена шикарная акустическая стойка из редкой породы дерева — африканского падука, она предназначалась пользователям NS-2000/NS-1000X/NS-1000, флагманских моделей акустики той эпохи. 

Add a caption
Add a caption

Это дерево, используемое для изготовления брусков на маримбе, не только хорошо звучит, но и очень тяжелое, а также достаточно сухое и устойчивое к внешним воздействиям — идеальные характеристики акустических стоек для использования в составе классной аудиосистемы в течение всей жизни. Подобная роскошь объясняется тем, что Yamaha является производителем музыкальных инструментов, и выпускает в том числе и маримбы. Год спустя, в 1987 появилась модель SPS-10000, также из африканского падука, которая предназначалась для акустических систем NSX-10000, выпущенных по случаю 100-летнего юбилея компании Yamaha.

1987

K-1x 

Серия K-1 как вершина в развитии кассетных дек Yamaha — динамический диапазон доведен до уровня CD.

Add a caption
Add a caption

Появившаяся на рынке в 1978 году серия K-1 стала самой популярной серией кассетных дек Yamaha. В 1987 году их производство было прекращено и завершилось выпуском моделей K-1X и К-1XW. Модель K-1X была в черном корпусе, а K-1XW — в серебристом с боковыми деревянными панелями. При своей высокой цене в 20 000 йен модель K-1XW позиционировалась как «прокачанная», имела два трансформатора, раздельные сигнальную и силовую секции, высококачественные силовые конденсаторы, тщательно отобранные конденсаторы связи и алюминиевые опоры.

Add a caption
Add a caption

Хотя дизайн был несколько изменен, откидная крышка на передней панели, составляющая характерную особенность предыдущих моделей К-1, была сохранена. Прежними остались также средства управления, включая регулятор уровня и мастер-фейдер. Первый предназначен для грубой настройки, а второй — для тонкой, а также плавного вывода и увода сигнала. Вертикальная шкала мастер-фейдера с делениями в децибелах повышала эффективность работы фейдера и вызывала у пользователя ассоциации с микшерной консолью.

Высокое качество звука с широким частотным и динамическим диапазоном достигалось также за счет лентопротяжного механизма с двумя тонвалами и раздельных головок для воспроизведения (зазор 0,7 мк) и записи (зазор 0,2 мк) из чистого сендаста, произведенного по традиционным для Yamaha методам вакуумного литья.

Что касается системы шумоподавления в кассетных деках, многие читатели, наверняка, помнят, как в конце 1970-х годов рынок наводнялся новыми технологиями с претензией на преемственность от Dolby B. Все их можно разделить на два типа: «Dolby B+C» и «Dolby B+dbx (тип II)», из которых Yamaha выбрала последний. Поскольку технология dbx использовалась при производстве музыки, это естественным образом отвечало стремлениям Yamaha к высоким стандартам. Между тем, в первой половине 80-х стало ясно, что первый тип шумоподавления становится де-факто стандартом. Поэтому в конечном итоге модель К-1X была дополнена системой Dolby C, то есть вместе с Dolby B и dbx дека поддерживала все три системы.

При использовании dbx отношение сигнал/шум достигает 95 дБ, что оптимально для CD и записи живого звука, — если вас не волнуют проблемы совместимости. В течение еще ряда лет после появления CD в 1982 году кассетные деки пользовались большим успехом в качестве средства для записи компакт-дисков. Продолжалась работа по улучшению их характеристик с целью поддержания высокого качества звука CD, и в конце 80-х появилось немало кассетных дек, качество звука которых было доведено до предела. Однако с появлением 1987 году технологии DAT производители начали сокращать линейки кассетных устройств, заменяя свои роскошные аппараты стоимостью 100 000 йен и выше DAT-устройствами. Так и для Yamaha модели K-1X/K-1XW стали последними кассетными деками стоимостью свыше 100 000 йен.