У петербуржцев пропал интерес к экзотическим животным, потребляющим мышей и крыс. Спрос на кормовых зверей опередил предложение, цены рухнули. Владельцы крысиных ферм, чтоб избежать убытков, начали продавать в рознице замороженных крыс по 500 рублей.
Мода на экзотических животных — змей, ящериц, сов — в Петербурге прошла. Спрос на корм для хладнокровных — живых мышей и крыс — стагнирует, конкуренция среди владельцев крысиных ферм (вивариев) обостряется, цены падают, а затраты на содержание мышей и крыс растут из-за подорожания электроэнергии, кормов и оборудования; рентабельность продаж сокращается, отмечают владельцы вивариев. Чтобы избежать убытков они начали замораживать продукцию и складировать.
Цена замороженной мыши в Петербурге достигла исторического минимума — 60 рублей, за замороженную крысу просят не меньше 100 рублей. При этом живые грызуны стоят в несколько раз дороже — 100 и 200 рублей соответственно.
Директор крупнейшего производителя кормовых насекомых в России «Зоофонд» Михаил Деев отмечает, что это рыночная цена сильно занижена, содержать мышей и крыс для продажи на корм — нерентабельный бизнес. Недобросовестные поставщики экономят на оборудовании и кормах, что приводит к ухудшению качества мышей, сетует эксперт.
Любимое лакомство
В Петербурге насчитывается около десяти магазинов, которые продают кормовых грызунов. Оценить объем этого рынка его участника затрудняются. Например, лишь один Ленинградский зоопарк в месяц потребляет около 4,5 тысяч грызунов. По словам начальника отдела вивария Ленинградского зоопарка Юлии Веселовой, их питомцы больше всего любят лакомиться взрослыми мышами и подростками крыс.
«В нашем зоопарке грызунов едят практически все хищные животные. В месяц им требуется две тысячи крыс подростков и 1,5-2 тысячи взрослых мышей. Но это все зависит от сезона», — сказала Веселова.
В Ленинградском зоопарке работает собственный виварий, поэтому кормовых животных они не закупают, производят сами. В виварии содержат около 1,3 тысяч маточного поголовья, которое производит потомство для корма. В зоопарке отслеживают весь процесс производства грызунов. Перед тем, как мышь попадет на стол условному удаву, ее откармливают отборными крупами и овощами, чтобы они не болели. При этом змей в зоопарке кормят исключительно свежими мышами, замороженных не держат, так как это очень вредно для животных. «Заморозка — это низкокачественный корм, его покупают, но в основном любители. Змей особенно противопоказано кормить замороженными мышами. Но эти любители приучают животных. Им деваться некуда, приходится кушать холодных», — отмечает Веселова.
Потенциальные уголовники
По словам участников рынка, из-за закона об ответственном обращении с животными и подзаконных актов к нему рынок кормовых животных находится в подвешенном состоянии. Многие продавцы не понимают, можно ли торговать мышами или нет, и отказываются рассказывать подробности бизнеса.
«Должен выйти список животных, которыми можно торговать, тогда станет понятно. Сейчас любой торговец зверей рискует стать уголовником. Последний закон, который вышел о животных, ограничивает операции с ними до такой степени, что как теперь, например, кормить змей, я не понимаю. В законе запретили умерщвление животных любыми способами. Этот закон поставил весь этот бизнес под вопрос», — объяснил владелец одного из петербургских зоомагазинов, в котором, в том числе продают кормовых мышей.
«Меркурий» с ними
Продавцы кормов для экзотических животных должны оформлять товар в системе электронной сертификации «Меркурий». «Также, чтобы торговать живым кормом в современных условиях, нужно получить ветеринарно-сопроводительный документ. Без него кормовой товар нельзя поставлять в магазины — они должны гасить эти документы. Я думаю, что многие продавцы неохотно рассказывают о продажах кормовых мышей, так как они не оформляют товар в системе электронной сертификации», — рассказала гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.
По ее словам, закон об ответственном обращении с животными не учитывает множества нюансов сферы зоотоваров. «К этому закону сейчас готовятся подзаконные акты, которые должны быть приняты до 1 июня. Они будут включать в себя списки запрещенных к содержанию и продаже животных, но этого до сих пор еще нет. К сожалению, этот закон такой однобокий, его принимали под страшным давлением зоозащитников», — добавляет она.