Захватив 19 июля 1941 года город Ельню, немецкие части глубоко вклинились в оборону советских войск. Образовался Ельнинский выступ — отличный плацдарм, имевший для германских войск важное значение. Выгодные высоты и лесные массивы позволяли им накапливать и сосредоточивать крупные силы перед прыжком на Москву.
Фон Бок описывал ситуацию так: «Трудно дать окончательный ответ на вопрос, что лучше: удерживать выступ или оставить его. Если русские будут продолжать атаковать выступ, тогда удерживать его невыгодно. Если же они прекратят атаки, что вполне может быть, тогда выступ стоит сохранить, поскольку он не только станет опорным пунктом для наших дальнейших атак в восточном направлении, но и даст возможность обеспечить определенное прикрытие для смоленского железнодорожного узла и шоссейной дороги Смоленск — Москва.»
По оценке самого Жукова, «Ельнинская операция» стала его первой самостоятельной операцией, первой пробой личных оперативно-стратегических способностей в большой войне с Германией.
Вот некоторые «ельнинские» наблюдения полководца, сослужившие ему добрую службу в последующих сражениях:
«…Там, где наши войска не просто оборонялись, а при первой возможности днем и ночью контратаковали противника, они почти всегда имели успех, особенно ночью. В ночных условиях немцы действовали крайне неуверенно и, я бы сказал, плохо.
…чаще всего неудачи постигали тех командующих, которые лично не бывали на местности, где предстояло действовать войскам, а ограничивались изучением ее по карте и отдачей письменных приказов.
Особенно отрицательно сказывается на ходе операции или боя поспешность принятия военачальниками решений без детальной проверки полученных сведений и учета личных качеств тех, кто докладывает обстановку, — военных знаний, опыта, выдержки и хладнокровия».
Именно в боях под Ельней, командующий Резервным фронтом генерал армии Г.К. Жуков учил наши войска взаимодействовать друг с другом. Многие командиры, воевавшие под руководством Жукова, в дальнейшем, стали прославленными полководцами.
Генерал-майор Л.А. Говоров. Под Ельней возглавлял артиллерию Резервного фронта, занимался созданием системы противотанковой обороны и подготовкой Ельнинской наступательной операции. После, он принимает командование войсками 5-й армии в битве за Москву. Позднее он стал командующим Ленинградским фронтом. На его плечи легли укрепление обороны Ленинграда и создание группировки, которая совместно с войсками Волховского фронта осуществила в январе 1943 года прорыв блокады Ленинграда. В 1944 году Говорову присвоено звание Маршала Советского Союза, в 1945-м он удостоен звания Героя Советского Союза.
Генерал-лейтенант Утвенко А.И. Начал войну майором в должности командира полка. В боях за Ельню получил звание полковника, командовал 19-й дивизией, которая отбила Ельню у фашистов и продолжала сражаться на Смоленщине в сентябре и октябре. Успешно вывел из Вяземского котла остатки своей дивизии и произвел переформирование. Участвовал в боях за Москву, в Сталинградской битве получает звание генерал-майор и командует стрелковым корпусом. За успешные действия в освобождении Донбасса в 1944 году получает звание генерал-лейтенанта.
Начальник штаба 19-й стрелковой дивизии майор И.А. Данилович, получил тяжелое ранение в боях под Ельней. После командовал частями и соединениями, которые под его руководством успешно громили немецко-фашистских захватчиков на Воронежском и Западном фронтах. Закончил войну генерал-майором. Его боевые заслуги были отмечены орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени и многими медалями.
Генерал-майор Руссиянов И.Н. Командовал 1-й ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Москвой, под Харьковом и Курском. В конце 1942 года дивизия была преобразована в 1-й гвардейский механизированный корпус, Иван Никитович Руссиянов получил звание генерал-лейтенанта и был назначен его командиром. Корпус громил фашистов под Сталинградом, освобождал Донбасс, форсировал Днепр, воевал под Будапештом, закончил боевые действия в Альпах.
Генерал-майор Шварев Н.А. В боях под Ельней в звании полковника Николай Александрович командовал 355-м стрелковым полком. В 1941 году был тяжело ранен. После, командовал 388-й стрелковой дивизией и участвовал в обороне Севастополя. В 1942 году генерал Шварев Н.А. командовал 317-й стрелковой дивизией, потом 20-м стрелковым корпусом. Его соединения участвовали в битве за Кавказ, в освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии, Бреста и закончили войну в Берлине. Десять боевых орденов украшали грудь мужественного военачальника.
Генерал-майор И.И. Биричев. Командовал 103-й дивизией, испытал со своим соединением всю тяжесть боев на Ельнинской земле и под Вязьмой. С группой красноармейцев и командиров 18 октября вышел из окружения, а уже 5 ноября вступил в командование 108-й стрелковой дивизией. Командуя ей, он участвовал в разгроме немцев под Москвой. 5 марта 1942 года в районе Гжатска (ныне Гагарин) сдал дивизию и в тяжелом состоянии был отправлен в госпиталь. В строй вернулся через два месяца, был назначен начальником боевой подготовки Западного фронта и исполнял эту должность до конца войны. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и медалями, среди которых «За оборону Москвы».
Генерал армии Гусаковский И.И. В июле 1941 года капитан Гусаковский вступил в первый бой под Ельней. Вскоре стал начальником штаба 688-го полка 103-й дивизии. В 1942 году стал начальником штаба 112-й танковой бригады. В ходе Курской битвы занял должность командира этой бригады. В ходе Львовско—Сандомирской операции полковник Гусаковский получил звание Герой Советского Союза. 6 апреля 1945 был он стал дважды Героем Советского Союза. Возглавлял главное управление кадров Советской Армии.
Генерал-майор Батраков М.С. Командуя 765 -м стрелковым полком в звании подполковника 8 августа 1941 года в боях в районе города Ельня своим примером воодушевлял бойцов: тяжело раненный в руку и голову он не покидал линии фронта 15 дней до того момента, пока его полк не выполнил поставленную задачу. За это время бойцы полка подбили 4 танка и 6 самолётов, а также уничтожили несколько миномётов. По рекомендации Жукова 15 сентября 1941 года он был назначен командиром 211-й стрелковой дивизии 43-й армии. В новой должности Батраков сражался на рославльско-юхновском направлении, где был тяжело ранен. После госпиталя, уже в звании полковника, Батраков получил приказ на формирование 42-й стрелковой бригады. В конце декабря с новым соединением вступил в бой на Калининском фронте, затем воевал на Сталинградском фронте. Опять тяжелое ранение, но выжил и возвратился в строй. Командовал дивизией на Дальнем Востоке.Войну закончил в Маньчжурии, после разгрома японских милитаристов, в звании генерал-майора.
Генерал-майор Некрасов И.М. Командовал 586-м полком 107-й стрелковой дивизии. 11 августа 586-й стрелковый полк получил приказ взять высоту 251,1 около деревень Вязовка и Митино, и уже к утру 12 августа высота была занята с минимальными потерями полка. В одном из следующих боёв Иван Михайлович Некрасов был контужен, но продолжил командовать полком. У подступов к Ельне 586-й стрелковый полк взял хорошо укреплённый рубеж, а также главный узел обороны противника. За участие в Ельнинской операции полк был преобразован в 12-й гвардейский. Полковнику И.М. Некрасов было присвоено звание Герой Советского Союза. Командиром 43-й отдельной стрелковой бригады оборонял Москву. Весной 1943 года полковник Некрасов назначается командиром 53-й гвардейской стрелковой дивизии. Участвовал в боях под Курском, освобождал Западную Украину и Будапешт. Закончил войну в Австрии.
Генерал-лейтенант Миронов П.В. 107-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник П.В. Миронов, отличилась в боях за Ельню, и была преобразована в 5-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Дивизия принимала участие при обороне Москвы, в Калужской и Ржевско-Вяземской наступательных операциях. В 1942 году Миронову присвоили звание генерал-майора. В 1943 году командовал стрелковым корпусом, который опять освобождал Ельнинский район. Воины его 29-й гвардейской дивизии 30 августа 1943 года вновь подняли красное знамя над Ельней. Войну закончил генерал-лейтенантом, Героем Советского Союза.
Главный маршал бронетанковых войск Бабаджанян А.Х. Под Ельней командовал 395-м стрелковый полком в звании майора. В составе 2-й гвардейской стрелковой дивизии он со своим полком участвовал в очень жестоких боях у Глухова, под Курском, в Ростове-на-Дону. Весной 1942 года Бабаджанян был откомандирован в распоряжение командования бронетанковыми войсками Красной Армии. После кратковременной учебы получил танковую бригаду и с ней воевал в Курской битве, участвовал в освобождении Украины, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. В 1944 году удостоен звания Героя Советского Союза. Войну закончил полковником. После войны стремительно продвигался вверх по служебной лестнице, получил звание главного маршала бронетанковый войск, был начальником танковых войск Советской Армии. Награжден орденам Кутузова, Суворова, Ленина, Отечественной Войны, Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями и орденами.
Генерал-майор Козин Н.Д. Воспитанник двух дивизий — 107-й, затем 100-й — капитан Нестор Козин от Ельни дошел до Берлина. Под Ельней командовал батальоном 586-го стрелкового полка 107-й стрелковой дивизии. Уже в августе 1941 года был назначен на должность командира 85-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии, которая в боях за Ельню за массовый героизм личного состава дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую. Участвовал в обороне Москвы. В Сталинградской битве в звании полковника командовал 63-й стрелковой дивизией. Потом она стала 52-й гвардейской. С нею Козин пробивался до фашистской столицы. Жуков, вспоминая Нестора Дмитриевича, отметил: «Высокую тактическую подготовку и личное мужество его я наблюдал потом и в сражениях под Белгородом и в Берлине». Закончил Н.Д. Козин войну Героем Советского Союза в звании генерал-майора.
К сожалению, не всем фронтовикам-ельнинцам довелось встретить победу. На разных этапах оборвались жизни генерал-майора К.И. Петрова, полковника И.Д. Илларионова, майора Меттэ и многих других.
ПРИКАЗ
ВОЙСКАМ РЕЗЕРВНОГО ФРОНТА
№005
21 августа 1941 г.
На опыте боев в районы Ельня мною установлена недопустимая безграмотность использования в бою танков и танковых частей, которые в результате неправильного применения несли большие потери в живой силе и материальной части.
Командиры соединений не давали времени на проведение танковой разведки и на организацию взаимодействия танков, пехоты, артиллерии и авиации.
Взаимодействие организовывалось не на местности, а вдали от поля боя, на картах.
Танки бросались в атаку, не имея никаких данных о расположении системы огня противника и характере местности.
Командиры частей и общевойсковых соединений ставили танком неясные и сомнительные задачи, не организовывалась авиационная, пехотная и артиллерийская поддержка танков. Не организовывалось взаимное опознавание, вызов огня и целеуказание. Были случаи поражения танков своей же артиллерией из-за неувязки артиллерийского огня.
При движении танков вперед пехота, как правило, не продвигалась за танками и не закрепляла захваченные танками рубежи. Танки, действуя в одиночестве, несли напрасные потери и возвращались обратно в исходное положение.
Танковые командиры не проявляли нужной твердости перед общевойсковыми командирами в деле правильного применения танков; беспечно выпускали из своих рук руководство танковыми группами поддержки пехоты; не организовывали эвакуацию подбитых, застрявших танков с поля боя; не принимали мер к немедленной отправке танков на сборные пункты аварийных машин для их ремонта и быстрого ввода в строй.
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Запретить вводить танки в бой без тщательной разведки системы огня противника, местности и без увязки на поле боя взаимодействия командира танкового взвода или роты с командирами стрелкового батальона и артиллерийского дивизиона или батареи.
2. Запретить вводить танки в бой без тщательной отработки взаимного опознавания, без установления сигналов вызова и прекращения огня.
3. Строжайше предупреждать перед каждой атакой всех бойцов, младших и средних командиров о недопустимости отставания от танков во время атаки, следствием чего обычно является срыв наступления и большие потери.
4. Не допускать подчинения танков командирам стрелковых рот, и, как правило, танки подчинять командирам стрелковых батальонов и полков, действующих на главных направлениях.
5. Командующим армиями заранее ставить задачи начальникам автобронетанковых войск армии по материальному обеспечению танков эвакуационными и ремонтными средствами.
6. Командирам танковых соединений и частей резко повысить ответственность командиров танковых частей и подразделений за каждый потерянный танк, тем более не допускать оставления их в руках противника; не вводить в бой танки «КВ» и «Т-34» с плохо подготовленными экипажами, организуя доподготовку последних при каждой возможности.
7. Моему помощнику по танковым войскам генерал-майору Шурову следить за выполнением настоящего приказа; о всех фактах неправильного применения танков докладывать мне немедленно.
8. Настоящий приказ проработать со всем командным составом.
каждой возможности.
7. Моему помощнику по танковым войскам генерал-майору Шурову следить за выполнением настоящего приказа; о всех фактах неправильного применения танков докладывать мне немедленно.
8. Настоящий приказ проработать со всем командным составом.
Командующий Резервным фронтом генерал армии Г.К.Жуков