Если Вы решились изменить внешний вид авто или преследуете иные цели, меняя свои штатные колеса на автомобиле - взвесьте все за и против, данный материал Вам поможет. Подробно разберем, на что влияют отдельные параметры колес. Обязательно дочитайте до конца!
1. Внешний диаметр колеса
Параметр, актуальный как для "джиперов", так и для городских водителей. Может достигаться как изменением только высоты профиля резины, так и в комплексе с изменением диаметра обода колеса.
Во сколько раз увеличится радиус колеса - во столько же раз упадет сила тяги в пятне контакта.
F=M / r , где F - сила в пятне контакта, M - крутящий момент, подводимый к колесу, r - радиус качения колеса.
(+) Увеличение диаметра:
увеличение клиренса автомобиля, уменьшение динамики разгона, увеличение массы и расхода топлива, рост нагрузки на элементы трансмиссии, задевание за элементы кузова при ходе подвески или при повороте колес, ваш спидометр скорее всего начнет показывать точнее
(-) Уменьшение диаметра:
лучше динамика разгона, хуже комфорт движения, внешний вид на любителя, могут возникнуть трудности со штатными тормозами
2. Высота профиля резины
Будем считать, что внешний диаметр остается неизменным (см. п.1). Такое сравнение актуально, если есть возможность выбрать между двумя типоразмерами с разными по диаметру ободами колес (например, автомобилю полагаются колеса 17 или 18 дюймов).
(+) Увеличение высоты профиля:
увеличение комфорта и плавности хода, снижение четкости управления, сильнее боковой увод.
(-) Уменьшение высоты профиля:
управляемость станет точнее, лучше температурная стабильность резины, ниже масса, меньше увод при маневрировании и при боковом ветре.
3. Ширина покрышки
Увеличение или уменьшение без изменения остальных параметров - редкая ситуация. Если Вы оставляете колесный диск неизменным и пытаетесь выбрать более популярную ширину в рамках разумного (например 205/55R16 вместо на четверть более дорогих 195/55R16), то в поведении автомобиля мало что поменяется.
Если Вы хотите изменить ширину больше, то потребуется шире обод колеса. Еще Вы должны знать, что производители автомобилей заложили возможность установки цепей противоскольжения до 12мм. Значит, увеличение ширины штатной самой широкой для данного автомобиля покрышки более чем на 24мм может привести к задеванию элементов подвески.
(+) Увеличение ширины:
улучшение сцепления колеса и тормозных свойств, увеличение комфорта, реагирует на колейность, аквапланирование при меньших скоростях, вероятность задевания за элементы подвески, забрызгивания кузова, увеличение массы
(-) Уменьшение ширины:
преимущества при езде по снежной каше, ниже вероятность аквапланирования, снижение сцепления колес, больше вероятность сноса и заноса автомобиля.
4. Вылет диска колеса
Вылет колесного диска - расстояние между плоскостью симметрии обода колеса и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Вылет называют положительным, когда привалочная плоскость находится с внешней стороны относительно плоскости симметрии, отрицательным - когда ступица уходит вглубь относительно оси симметрии, т.е. увеличение в сторону отрицательного вылета расширяет колею автомобиля.
(+) В сторону положительного (колея уже):
снижение устойчивости, вероятность задевания элементов подвески
(-) В сторону отрицательного (колея шире):
повышение поперечной устойчивости автомобиля, увеличение нагрузки на ступичный подшипник и элементы подвески, вероятность задевания элементов кузова при ходе подвески и повороте колес, загрязнение кузова автомобиля
5. Масса колеса в сборе:
Изменение диаметра колесного диска и покрышки (а главное - их масс) поменяет момент инерции колеса в сборе. Он же будет влиять на угловое ускорение колеса, т.е. придется затрачивать большую мощность двигателя при увеличении массы, чтобы разогнать автомобиль.
Для быстрого расчета приняли соотношение 1:15, т.е. увеличение массы каждого колеса в сборе на 1 кг “равноценно”(с долей условности) загрузке автомобиля на 60 кг (колеса то 4).
Еще должен соблюдаться баланс между массой неподрессоренной (от точки соприкосновения с дорогой до элементов подвески) и подрессоренной. Считается, что это соотношение находится около того же значения 1:15.
(+) Увеличение массы:
снижение комфорта, снижение динамики, ускоренный выход из строя ступичных подшипников, а также элементов системы подрессоривания
(-) Уменьшение массы:
увеличение динамики, снижение расхода топлива
Вывод
Вносите изменения в конструкцию - вносите с умом, понимая, зачем Вы это делаете.
Для рядового автомобилиста производитель написал допустимые типоразмеры, которых и стоит придерживаться!
На что точно стоит обратить внимание при покупке обновок - массы устанавливаемых элементов (чем легче - тем лучше) и качество компонентов (про один из очень важных параметров читайте в статье про расчет износа шин)
P.S.
Ставьте лайк 👍, делитесь статьей, подписывайтесь на канал, комментируйте - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!