Найти в Дзене
Fraid

"Спитфайр-5" или "Fw190": кто правил небесами в времена второй мировой?

Оглавление

В сентябре 1941 года в небе над Северо-Западной Европой начали появляться новые очертания. В то время как основным противником летчиков-истребителей Королевских ВВС до этого момента был "Мессершмитт Bf109", теперь поступали сообщения о стычках с радиальным двигателем, квадратной крылатой машиной.

Это был не захваченный "Curtis Hawk 75" или французский "Bloch 151", поставленный на службу Люфтваффе в качестве промежуточного звена, а последний новый истребитель германских ВВС - "Фокке-Вульф" Fw190.

"Птица-Мясник’

Новая версия Fw190A, сделанная Flug Werk в 90-х и 00-х годах - этот конкретный пример был сфотографирован в Даксфорде в 2007 году, но с тех пор отправился в Германию. Изображение предоставлено Эндрю Кричеллом - Aviationphoto.co.uk.
Новая версия Fw190A, сделанная Flug Werk в 90-х и 00-х годах - этот конкретный пример был сфотографирован в Даксфорде в 2007 году, но с тех пор отправился в Германию. Изображение предоставлено Эндрю Кричеллом - Aviationphoto.co.uk.

Названная в честь Вургера, или Шрайка, "птицы-мясника", известной своей склонностью насаживать на колючки насекомых и рептилий, новая машина была мощным уличным драчуном по сравнению с гибким, но сравнительно хрупким Bf109.

Самолет упаковал тяжеловесный удар с четырьмя 20-мм пушками и двумя 7,9-мм тяжелыми пулеметами, а превосходная скорость крена, высокая максимальная скорость, отличные характеристики набора высоты, пикирования и ускорения довершили впечатляющие характеристики истребителя.

Когда осень 1941 года сменилась весной и летом 1942 года, "птица-Мясник" оправдала свое название. Череда односторонних боев начала закреплять легенду о превосходстве Fw190s в умах истребительного командования. В феврале немецкие военные корабли "Шарнхорст" и "Гнейзенау" под прикрытием тяжелых истребителей Люфтваффе практически невредимыми прошли через Ла-Манш.

Еще один пример: в начале июня Fw190-е истребительное крыло 26 Люфтваффе (Jagdgeschwader 26, или jg26 для краткости) за два дня сбило пятнадцать самолетов RAF Spitfire Vs без потерь.

В августе в ходе операции "Джубили", роковой десантной операции в Дьеппе, сорок восемь эскадрилий "Спитфайров", большинство из которых были оснащены "Спитфайрами" Vbs и Vcs, выстроились против Fw190a JG2 и JG26. В результате боев было потеряно 90 истребителей RAF по сравнению с 23 Люфтваффе.

Спитфайр V

Польский Spitfire VB из 303 (польской) эскадрильи, пилотируемой S / Ldr Zumbach.
Польский Spitfire VB из 303 (польской) эскадрильи, пилотируемой S / Ldr Zumbach.

Основным истребителем RAF в это время был Spitfire V, задуманный как мера остановки, когда высотные характеристики Bf109F превзошли Spitfire MkII и MkIII, последняя марка все еще находится в стадии разработки, вариант стал наиболее производимой маркой Spitfire, с производством в конечном итоге в общей сложности 6787 воздушных рам.

Основное улучшение пришло в виде двигателя Rolls Royce Merlin 45. Это был по существу Мерлин XX Spitfire MkIII с удаленным вентилятором низкого уровня. Это обеспечило самолету гораздо лучшие характеристики на большой высоте, где он мог взять на себя Bf109F на более равных условиях.

Тем не менее, Fw190A был шагом-изменением производительности. Когда полностью исправный Fw190A-3 был приземлен в RAF Pembrey в Уэльсе после навигационной ошибки пилота, не было потрачено время на отправку самолета для тактических испытаний.

Немецкий Focke-Wulf Fw 190 A-3 из 11./ JG 2 в RAF Pembrey в Уэльсе, после того, как пилот по ошибке приземлился в Великобритании в июне 1942 года.
Немецкий Focke-Wulf Fw 190 A-3 из 11./ JG 2 в RAF Pembrey в Уэльсе, после того, как пилот по ошибке приземлился в Великобритании в июне 1942 года.

Fw190a был более высокого качества…

Последующий доклад, опубликованный в августе 1942 года, дал мало утешения. С точки зрения одного стиха одного исполнения было установлено, что Fw190A заметно превосходил Spitfire Mk V в пикировании, подъеме и скорости крена и, самое главное, немецкий истребитель был быстрее на всех высотах между 25-35mph.

Было установлено, что Fw190 имеет лучшее ускорение при всех условиях полета. Он мог легко обогнать "Спитфайр" в пикировании, особенно на начальных этапах, и, если в повороте, мог перекатиться в противоположный ныряющий поворот, который оказался почти невозможным для "Спитфайра".

В бою "Спитфайр" все еще мог поворачивать сильнее, но разница в скорости, пикировании и скорости крена означала, что пилоты Люфтваффе могли диктовать, когда и где они хотят сражаться, и отходить по желанию.

Дела стали настолько плохими, что лучший пилот истребителя RAF, вице-маршал авиации Джеймс Эдгар "Джонни" Джонсон CB, CBE, DSO и два бара, DFC и Bar были вынуждены признать, что,

- Мы могли бы перехитрить его, но мы не можем вертеться весь день. По мере того как число 190-х увеличивалось, глубина наших проникновений уменьшалась. Они отогнали нас обратно на побережье.”

Командир крыла Джеймс и Джонни Джонсон на аэродроме Бейзенвилл, Нормандия, 31 июля 1944 года со своим домашним лабрадором. Джонни был лучшим летчиком-истребителем Королевских ВВС в Северо-Западной Европе.
Командир крыла Джеймс и Джонни Джонсон на аэродроме Бейзенвилл, Нормандия, 31 июля 1944 года со своим домашним лабрадором. Джонни был лучшим летчиком-истребителем Королевских ВВС в Северо-Западной Европе.

... но союзники имели численный перевес на своей стороне.

Однако успех Fw190As на индивидуальном уровне произошел в контексте по существу оборонительной битвы, в которой теперь сражались Люфтваффе. На фронте Ла-Манша любое качественное преимущество в авиационных характеристиках уже было сведено на нет уходом – на восток – массы истребительных частей, использовавшихся для вторжения в Россию, которое началось прошлым летом.

В настоящее время существовали только шесть групп JG2 и JG26, которым было поручено бороться с растущими вторжениями RAF (а позднее USAAF) через всю западную оккупированную зону, которая простиралась через Францию и Нидерланды.

В бою немецкая машина могла диктовать условия, особенно во время первого боя и последующего разъединения, но в воздушном бою превосходство "Спитфайра" означало, что он мог более чем сдерживать себя.

Проблемы логистики

В конечном счете для Люфтваффе успех fw190s как боевого самолета был затруднен значительным количеством факторов, которые не смогли повлиять на исход войны.

Это были вопросы лидерства, логистики и тактики, наряду с опорой на внешние и синтетические поставки нефти, которые были очень уязвимы для нападения. Эта слабость в конечном итоге была полностью использована американскими стратегическими бомбардировщиками.

Кроме того, из-за огромного количества союзных войск, подкрепленных большим объединенным промышленным и материально-техническим потенциалом, Люфтваффе были просто разбиты.