Пока один несчастный смотрит все сезоны «Игры престолов» подряд в стеклянном кубе по заказу Амедиатеки, я расскажу вам про сериал, который действительно можно посмотреть в один присест — всего за 3 часа.
Честно сказать, я просто не знал, как подступиться к обзору на сериал «Любовь, смерть и роботы». Слишком уж неожиданный и экспериментальный формат выкатил всемогущий Netflix: антологию из 18 короткометражных анимационных фильмов, посвященных благодатной теме светлого будущего человечества. Разные авторы, стили, жанры, отсылки и даже языковые акценты — «Любовь, смерть и роботы» гремуче смешали в себе всё. После релиза сериала интернет взорвали рецензии в духе «нет времени объяснять, просто посмотрите первый эпизод и обалдейте!» (мягко говоря). Первая реакция оказалась самой точной: такого с сериалами ещё не было.
Мы уже привыкли, что Netflix — это полная творческая свобода, отсутствие цензуры и то, чего попросту нельзя найти на современном ТВ. Стрим-сервису не важны бюджеты, громкие имена создателей (все и так бегут к ним с распростертыми объятиями) и зрительские рейтинги. Компания до сих пор работает в убыток — и при этом тратит миллиарды долларов на новый контент. Эти ребята натурально перевернули игру и продолжают обставлять конкурентов. По сути Netflix может позволить себе делать что угодно: например, реализовать давний проект Дэвида Финчера и режиссёра «Дэдпула» Тима Миллера — крышесносные фантазии на тему роботов, прогресса, космоса, мифологии и человека, которому нужно что-то со всем этим сделать. Полный картбланш авторам, никаких табу, строгие 18+ — а значит, и кровь, и секс, и всевозможные fuck. Мультфильмы давно переросли категорию возраста, но вот «Роботы» — зрелище категорически не для детей. Я бы даже сказал, не для всякого взрослого.
«Любовь, смерть и роботы» состоят из 18 серий — анимационных короткометражек в среднем 10 минут длиной (наконец-то можно перестать ругать Netflix за затянутость). У каждого эпизода свой законченный сюжет, создатели и стилистика: тут вам и классическая анимация, и аниме в духе Миядзаки, и типичный Дисней, и Pixar, и 3D, и motion capture, и много чего ещё. Производством каждого мини-фильма занимались студии из разных стран мира (в том числе из России), так что «Роботы» — это своего рода срез всех достижений современной анимации, по которому можно судить о состоянии индустрии (спойлер: там всё очень круто!).
Несмотря на короткий формат сериал успешно доказывает, что хорошей истории не нужен хронометраж «Аватара». Если смотреть «Роботов» подряд, то серии разрывают тебя, как пулеметная очередь, хотя в некоторых всё же успеваешь эмоционально увязнуть так, словно смотришь полный метр. К примеру, эпизод «Доброй охоты» захватил меня настолько, что финальные титры застали врасплох.
В общем и целом антология посвящена рассуждениям и зарисовкам о пресловутом будущем, где зеленеет синтетическая трава и срут бриллиантами роботы. Немного выбиваются из этой концепции разве что хохма «Исторические альтернативы» про смерть Гитлера и самая странная, на мой взгляд, короткометражка «Рыбная ночь» про загадочные сны в пустыне. В жанрах преобладают хоррор, sci-fi и экшн, откровенно юмористических эпизодов почти нет (при этом хороших шуток достаточно), тональность большинства мини-фильмов — мрачно ироничная, иногда трагичная: авторы смотрят на перспективы человечества без большого оптимизма (с чего бы). Аналогии с «Черным зеркалом» просматриваются вполне явные, даже интро у двух сериалов похожи. Но никаких сюжетных повторов вы не увидите, да и «Роботы» затрагивают гораздо более далекое будущее, чем детище Чарли Брукера. Как любое метамодернистское произведение, «Любовь, смерть и роботы» кишат отсылками и пасхалками: уже предвкушаю, как буду открывать всё больше с каждым пересмотром.
Помимо, безусловно, выдающейся работы аниматоров и художников, хочется отметить талант сценаристов и продюсеров: всё-таки собрать воедино 18 историй, коротких, емких и самостоятельных, одну круче другой и чтобы нигде ничего не «провисало» — это нехилый вызов. Серии не связаны между собой — при этом построены так, что рука сразу тянется к следующей. А последовательность эпизодов (хоть и ходили слухи, что у разных пользователей она отличается) дает зрителю перевести дух: после нескольких динамичных историй приходит черед философской притчи. Очевидно, что рассказывать вам про каждую нет смысла, поэтому я выбрал тройку лучших эпизодов по версии Серийного человека.
3 место. «Рука помощи», эпизод 11
Одинокая женщина-астронавт пытается выжить после несчастного случая на орбите… Где-то это мы уже видели. Но кто бы мог подумать, что сюжет «Гравитации» можно развить в таком неожиданном ключе. Жестко, сурово плюс суперреалистичная графика. 10 минут пролетают за секунду, оторваться невозможно; как любят писать в западной прессе, «зрелище на краешке стула» (в смысле очень нервное).
2 место. «Пожиратель душ», эпизод 5
Одна из самых страшных короткометражек, в которой есть… котики. Классическая мультипликация навевает ностальгию из детства, как и история об искателях приключений, которые нашли не то, что искали. Этот эпизод больше всего мне нравится тем, что толком нельзя объяснить, чем он зацепил. Вот уж действительно магия.
1 место. «Свидетель», эпизод 3
Совершенно мозговзрывательная и по сюжету, и по анимации серия. Можно лишь сказать, что начинается всё со случайной свидетельницы убийства, но лучше не говорить ничего — это надо видеть! За 12 минут авторам удается создать такую атмосферу липкого параноидального ужаса, какая удавалась только лучшим мэтрам арт-хауса. Нарочито визионерская, умопомрачительно стильная работа, финал которой загонит вас в угол и выстрелит в упор. И один из лидеров по количеству обнаженки, между прочим.
Слабые эпизоды в сериале, разумеется, тоже есть (мне лично не зашли уже упомянутая «Рыбная ночь», «Ледниковый период» с живыми актерами и «Свалка»), однако сделаны они все равно классно, да и ругать видео, на которое ты потратил 10 минут, как-то язык не поворачивается. В любом случае «Любовь, смерть и роботы» — однозначно событие в мультипликации и сериалах, которое нельзя пропускать. А заодно большой вопрос для всех: как скоро нам надоест смотреть на живых исполнителей, если нарисованные ничуть не хуже (а может, и лучше)?..
Понравился обзор? Читай ещё больше на канале Серийного человека в Телеграме.
Проблема с доступом к Телеграму? Читай мои обзоры на Яндекс.Дзене.
Кстати, теперь я не только пишу про сериалы, но и снимаю видео-обзоры на YouTube. Подписывайся!