Китайский писатель Чэнь Цюфан, которого на Западе знают как Стэнли Чэня, считает, что современная научная фантастика Китая родилась июньским днем 1999 года, когда свыше 3-х миллионов школьников Китая готовились к сдаче Гаокао — национального вступительного экзамена в вузы.
Дело в том, что темы сочинений предыдущих лет были патриотичными — «Самое трогательное событие «Большого скачка»» (1958) или прозаическими — «Пробуем новое» (1994), а название последнего сочинения тысячелетия было о будущем: «Что, если бы воспоминания можно было пересадить?».
А в этом же году ранее самый большой фантастический журнал Китая — «Мир научной фантастики», опубликовал статью на такую же тему. И хотя это было совпадение, но большинство родителей тогда решили: «Хорошо, чтение научной фантастики может помочь моим детям поступить в хороший колледж».
Тиражи журнала подскочили, а сотни тысяч новых читателей окунулись с головой жанр, ранее считавшийся детским. В числе этих читателей был Чэнь и другие начинающие авторы, начавшие публиковать свои рассказы в журнале, а потом выпускать книги. Причем глобальные изменения в Китае, которые произошли в пределах последнего поколения, служат основой для создания новых миров, исследуемых авторов научной фантастики.
Китайская научная фантастика притягивает западных читателей тем, что берет то, что мы знаем (или думаем, что знаем) о современном Китае, и многократно это приумножает, она играет на наших страхах: чувстве паранойи и опасности, определяющих скорость и направление технологического прогресса.
Китайская научная фантастика превратилась в глобальный феномен благодаря трилогии писателя Лю Цысиня, бывшего разработчика программного обеспечения из Янцюань. Его первый роман — «Задача о трех телах», выпустили в 2008 году в оригинале, а в 2014 году — на английском языке. В числе поклонников цикла Барак Обама и Марк Цукерберг, и говорят Amazon ведет переговоры с автором о превращении трилогии в самый дорогой телесериал в истории с бюджетом в $1 миллиард.