Я и эффект Даннинга-Крюгера
Я прочувствовал на себе эффект Даннинга-Крюгера ещё в начальной школе. Мы начали изучать уравнения с одним неизвестным. Наловчившись находить X из различных уравнений, я возомнил себя великим математиком, способным решить любую задачу. Мой пыл охладил один старшеклассник, предложив мне решить квадратное уравнение, в котором было всего одно неизвестное :)
Надо ли говорить, что моя самооценка сильно понизилась, но для меня это был очень полезный опыт. В дальнейшем я научился решать квадратные уравнения, но с тех пор понял, что оценивать себя следует адекватно.
Откуда этот эффект берётся?
Человеку по природе свойственно переоценивать себя. Если ваши дети учатся в начальной школе, вы можете провести простейший эксперимент. Попросите детей самостоятельно оценить свои работы с помощью вертикальной шкалы, где вершина — гениально, а самый низ — провально.
В результате вы получите вот это. Все отметят себя чуть ниже, чем гениально. И никто не отметит себя средне или хуже среднего.
Такое происходит с каждым по мере роста уровня развития. Представления о своих знаниях опережают реальные знания, но затем всё приходит в «норму». Но не у всех. Если уровень развития достаточен для достижения максимума эффекта, но дальнейшего развития не происходит, человек застряёт в этой позиции.
«Учитель» с эффектом Даннинга-Крюгера
Однажды, управляя автомобилем, я подъехал к перекрёстку и занял правый ряд для поворота направо. Этот ряд позволял ехать только направо. Но я заметил временные знаки, запрещающие такой поворот. В результате мне пришлось ехать прямо, и тут меня подрезал один водитель, и вдарил по тормозам. Оттормаживаться пришлось и мне, и торможение было существенным. На следующем светофоре я поинтересовался, что это было. В ответ услышал грубую отповедь о том, как надо ездить. «Учитель» не заметил реорганизации движения на перекрёстке, сам проехал «по памяти», но тем не менее полностью уверен в своей правоте. Он находился на пике эффекта. Вот уж воистину идиоты всегда полны уверенности.
Следствие из эффекта Даннинга-Крюгера
В 2011 году Дэвид Даннинг описал в своих наблюдениях, что люди с недостатками в своих знаниях принимают неверные решения, но не способны распознать недостатки своих знаний. Совершая ошибку за ошибкой они продолжают считать, что являются компетентными специалистами. Плохие исполнители физически не в состоянии признать недостатки в своей работе.
СтопХам и эффект Даннинга-Крюгера
Активисты СтопХам не обладают достаточным уровнем знаний и компетентностью в правовых вопросах, но абсолютно уверены в том, что действуют правильно. Не смотря на все примеры, когда СХ ошибается, принимает неверные решения, неверно трактует ПДД, активисты считают, что делают всё правильно.
Получается, что это какой-то ходячий пример эффекта Даннинга-Крюгера.
Остаётся пожелать активистам дальнейшего развития, благополучно миновать "яму страданий" и стать наконец-то экспертами.
Но для этого надо учиться, учиться и ещё раз учиться, а не стоять с наклейками в подворотне.