Новый подход к развитию АЗРФ предполагает, во-первых, переход от принципа отраслевого развития к территориальному. В основе его, создание опорных зон развития во всех арктических регионах РФ. В основе проекта ОЗР будут находиться проекты создания и развития минерально-сырьевых центров. А во-вторых, должен быть применен проектный подход, территориальное развитие должно идти по проектному принципу через синхронизацию всех «отраслевых» мероприятий на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации, что позволит сократить все виды затрат и издержек.
Учитывая минерально-сырьевые богатства Арктики, приоритетными проектами для большинства ОЗР, и прежде всего в Уральской, Сибирской и Дальневосточной частях АЗРФ, станут МСЦ, представляющие собой совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям. Это обстоятельство обусловлено тем, что на добычу и переработку полезных ископаемых приходится порядка 50% всех проектов (еще по 7% приходится на геологоразведку и шельфовые проекты), итого почти две трети всех проектов напрямую связаны с разработкой минерально-сырьевой базы АЗРФ.
Предложенный подход к территориальному развитию может создать условия для освоения перспективных МСЦ, обеспечив их необходимой инфраструктурой и ресурсами (транспорт, энергетика, связь, а также кадры и технологии).
При этом формирование и функционирование ОЗР планируется осуществлять в тесной увязке с развитием транспорта, поскольку комплексные эффекты при реализации проектов будут достигаться за счет взаимного стимулирующего влияния мероприятий по развитию арктической транспортной системы, ориентированной на СМП, и промышленно-производственных объектов (в первую очередь в области добычи и переработки полезных ископаемых). В свою очередь, создание и развитие производственных объектов обеспечит грузовую базу для загрузки транспортной системы, создание, модернизация и развитие которой будет способствовать снятию инфраструктурных ограничений.
Решающую роль в развитии ОЗР сыграет реализация Послания Президента РФ Федеральному собранию от 1.03.2018 г. и Указа Президента №274 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На основании этих документов подготовлены паспорта 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и развития магистральной инфраструктуры. Реализация Комплексного плана предусматривает и региональную составляющую, в которой региональным и муниципальным органам власти АЗРФ необходимо будет учесть потребности для соответствующих ОЗР.
В соответствии с Комплексным планом, предполагается привлечение внебюджетных инвестиций. И именно в этом случае, важную роль будет играть использование ГЧП, позволяющее согласовывать интересы бизнеса, власти и общества, и в тоже время, распределять риски между участниками реализуемых проектов. В настоящее время, в России начинает использоваться механизм инфраструктурной ипотеки, который является дальнейшим усовершенствованием механизма ГЧП. Инфраструктурная ипотека, в силу использования таких инструментов секьюритизации, как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.) облегчит внедрение зеленого финансирования в АЗРФ. Президент России утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 23 ноября 2018 года, и в рамках реализации национального проекта «Экология» поручено:
– Обеспечить скорейший запуск механизма «зеленых» облигаций, позволяющего повысить привлекательность российских и иностранных прямых инвестиций и снизить стоимость заемных средств при реализации проектов экологической направленности.
– Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать вопросы внедрения механизма финансирования инвестиций за счет будущих налогов.
По нашему мнению, это имеет весьма важное значение для реализации проектов создания ОЗР и МСЦ в АЗРФ и означает, что в России помимо зеленых облигаций будет внедрен механизм TIF (Tax Increment Financing, финансирование за счет прироста налогов), а, следовательно, и TIF-облигации. Это повысит привлекательность и снизит риск реализации многих инвестиционных проектов создания и развития МСЦ.
Хорошие перспективы реализации «облигационного механизма» финансирования проектов развития ОРЗ и МСЦ представляет применение зеленого финансирования, использование зеленых облигаций. В России уже появились первые зеленые облигации. Компания «Ресурсосбережение ХМАО» 19 декабря 2018 года разместила на Московской бирже первые в России зеленые облигации общей номинальной стоимостью 1,1 млрд рублей с доходностью при размещении 9,76%. Купон облигаций привязан к инфляции и ключевой ставке Банка России.
Важнейшим критерием выбора перспективных проектных направлений для зеленого финансирования должно стать согласование интересов бизнеса и государства в АЗРФ. Реализуемые зеленые проекты и использование зеленого финансирования должны способствовать устойчивому развитию АЗРФ и устойчивому развитию бизнеса в регионе, а также развитию ОЗР и МСЦ. На основании такого подхода можно выделить несколько крупных групп проектов, которые станут основными получателями средств зеленого финансирования в АЗРФ. Согласно критериям Всемирного Банка, это проекты: по внедрению наилучших доступных технологий; в области развития возобновляемой энергетики; в области переработки мусора и бытовых отходов; по повышению энергоэффективности; инвестиционные программы компаний; инфраструктурные проекты (проекты адаптации); в области транспорта; в сфере «зеленого» строительства; органическое сельское хозяйство («зеленая» агропромышленность).
Все эти проекты актуальны для развития ОЗР, и в первую очередь, МСЦ как якорных инвесторов, и полностью соответствуют недавно утвержденной Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года. Так, один из важнейших и финансовоемких – федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», в котором предусматривается оказание государственной поддержки и стимулирование инвестиционной деятельности при переходе хозяйствующих субъектов на принципы наилучших доступных технологий, в частности:
– Государственная поддержка пилотных проектов в рамках механизма возмещения затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий.
– Реализация механизма предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий.
Данные мероприятия стимулируют использование зеленого финансирования при реализации проектов МСЦ с использованием наилучших доступных технологий, что прямо прописано в Стратегии, а главное – помогут уменьшить затраты на реализацию проекта, и сделают проект более устойчивым.
Таким образом, ГЧП представляет широкий и перспективный набор инструментов для создания и развития проектов ОЗР и МСЦ АЗРФ, что позволит решить проблему недостатка финансовых ресурсов для реализации данных проектов. А привлечение частного предпринимательства через ГЧП повлечет за собой развитие конкуренции и, соответственно, снижение издержек на реализацию проектов ОЗР и МСЦ. Важно, что при реализации таких проектов, возможно также привлечение средств негосударственных пенсионных фондов с использованием такого финансового инструмента, как облигации – концессионные, зеленые, TIF и т.д.
Автор статьи:
Александр Воротников, Доцент кафедры государственного регулирования экономики ИОН РАНХИГС, к.х.н., эксперт ЭЦ ПОРА