Из цикла "Русская Арктика – история подвига!"
13 февраля 1934 года пароход «Семён Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льдине посреди Чукотского моря оказалось 104 человека. Вся страна спасала челюскинцев. Их-за сложных погодных и технических условий вызволение челюскинцев из ледяного плена, после успешного полёта 5 марта А.В. Ляпидевского, когда он вывез десять женщин и двоих детей, возобновилось лишь 7 апреля 1934 года. Теперь в операции участвовали сразу несколько высококлассных летчиков.
Среди них был и Михаил Васильевич Водопьянов.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Михаил Васильевич Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы, только на голову ему наложили 36 швов.
Несмотря на травмы, в 1934 году он сломил сопротивление правительственной комиссии и добился участия в спасении челюскинцев. Вместе с летчиками В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 километров из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через моря и горы, по неизведанной и тяжёлой трассе.
Михаил Васильевич Водопьянов, вспоминавший о тех событиях в 1964 году: «В 2 часа ночи телефонный звонок. Звонили из Кремля: "С вами говорит помощник Куйбышева. Валерьян Владимирович просит завтра явится в Кремль к 10 часам…"
Ровно в 10 часов я зашел к товарищу Куйбышеву. Из-за стола поднялся высокий мужчина в тёмно-синей гимнастёрке, брюки такие же. Фетровые валенки. Волос густой зачёсан назад, открытый лоб. И ласково, протягивая мощную свою руку, спросил: "Ваш самолёт готов к полёту?" Я ответил, что могу летать на своём самолёте в любых условиях. И мы подошли к географической карте…»
На следующий день самолёт разобрали, погрузили на платформу, и прицепили к курьерскому поезду. Через девять суток он был на месте.
«Прилетел я в Ванкарем. Бабушкин, известный полярный лётчик, дал мне курс: "Через 40 минут на горизонте ты увидишь чёрный дым…"
Вылетел, более пяти с половиной тысяч километров пролетел, так не волновался, как эти сто пятьдесят километров до лагеря. Я летел над сплошными торосами, но я их не замечал. До боли в глазах смотрел на горизонт – я искал чёрный дым и наконец увидел… Сделал круг над лагерем. Я увидел следи огромных льдин приютились три-четыре маленьких закопчённых палатки. Ну, и в стороне, в трех километрах, площадка, узенькая, треугольная такая. Сел. Ко мне подбежали челюскинцы. Я уже приготовил свои объятья, думал целоваться они будут… И вдруг, один задаёт вопрос: товарищ Водопьянов, правда у вас золотая челюсть? Вот Бабушкин сказал, Водопьянов на Байкале разбился, ему новую челюсть вставили… Смотрите, говорю, челюсть, как челюсть… Ну, пошутили, погрузил я четверых, и полетел…».
Из Анадыря Михаил Водопьянов трижды летал к потерпевшим кораблекрушение и вывез 10 членов экспедиции парохода «Семён Челюскин».
За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», Водопьянову Михаилу Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Будущий летчик-герой Михаил Васильевич Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.
В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию, служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». А с 1925 года он уже авиационный моторист, затем бортмеханик.
В 1928 году Михаил Васильевич окончил лётную школу «Добролёта», затем - Московскую лётно-техническую школу. В 1929 году Водопьянов первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.
С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.
Участвовал в спасении челюскинцев.
В 1936 - 1937 годах Водопьянов совершал полёты в Арктику.
21 мая 1937 года, на самолете АНТ-6А, во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире Водопьянов совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет доставил группу зимовщиков папанинцев, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).
Водопьянов принимал участие в советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года Водопьянов лично участвовал во втором налёте на Берлин. С 1946 года генерал-майор авиации М.В. Водопьянов вышел в отставку. Но несмотря на это в 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2».
Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.
Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Продолжение следует...
Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из фотоархива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!