Найти тему

Первые Герои Советского Союза - лётчик Михаил Водопьянов рассказывал...

Первые Герои Советского Союза
Первые Герои Советского Союза

Из цикла "Русская Арктика – история подвига!"

13 февраля 1934 года пароход «Семён Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льдине посреди Чукотского моря оказалось 104 человека. Вся страна спасала челюскинцев. Их-за сложных погодных и технических условий вызволение челюскинцев из ледяного плена, после успешного полёта 5 марта А.В. Ляпидевского, когда он вывез десять женщин и двоих детей, возобновилось лишь 7 апреля 1934 года. Теперь в операции участвовали сразу несколько высококлассных летчиков.

М.В. Водопьянов
М.В. Водопьянов

Среди них был и Михаил Васильевич Водопьянов.

Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а Михаил Васильевич Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы, только на голову ему наложили 36 швов.

Крушение самолёта Водопьянова
Крушение самолёта Водопьянова

Несмотря на травмы, в 1934 году он сломил сопротивление правительственной комиссии и добился участия в спасении челюскинцев. Вместе с летчиками В. Галышевым и И. Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 километров из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через моря и горы, по неизведанной и тяжёлой трассе.

Михаил Васильевич Водопьянов, вспоминавший о тех событиях в 1964 году: «В 2 часа ночи телефонный звонок. Звонили из Кремля: "С вами говорит помощник Куйбышева. Валерьян Владимирович просит завтра явится в Кремль к 10 часам…"

Ровно в 10 часов я зашел к товарищу Куйбышеву. Из-за стола поднялся высокий мужчина в тёмно-синей гимнастёрке, брюки такие же. Фетровые валенки. Волос густой зачёсан назад, открытый лоб. И ласково, протягивая мощную свою руку, спросил: "Ваш самолёт готов к полёту?" Я ответил, что могу летать на своём самолёте в любых условиях. И мы подошли к географической карте…»

Водопьянов у самолёта
Водопьянов у самолёта

На следующий день самолёт разобрали, погрузили на платформу, и прицепили к курьерскому поезду. Через девять суток он был на месте.

«Прилетел я в Ванкарем. Бабушкин, известный полярный лётчик, дал мне курс: "Через 40 минут на горизонте ты увидишь чёрный дым…"

Вылетел, более пяти с половиной тысяч километров пролетел, так не волновался, как эти сто пятьдесят километров до лагеря. Я летел над сплошными торосами, но я их не замечал. До боли в глазах смотрел на горизонт – я искал чёрный дым и наконец увидел… Сделал круг над лагерем. Я увидел следи огромных льдин приютились три-четыре маленьких закопчённых палатки. Ну, и в стороне, в трех километрах, площадка, узенькая, треугольная такая. Сел. Ко мне подбежали челюскинцы. Я уже приготовил свои объятья, думал целоваться они будут… И вдруг, один задаёт вопрос: товарищ Водопьянов, правда у вас золотая челюсть? Вот Бабушкин сказал, Водопьянов на Байкале разбился, ему новую челюсть вставили… Смотрите, говорю, челюсть, как челюсть… Ну, пошутили, погрузил я четверых, и полетел…».

Из Анадыря Михаил Водопьянов трижды летал к потерпевшим кораблекрушение и вывез 10 членов экспедиции парохода «Семён Челюскин».

М.В. Водопьянов и О.Ю. Шмидт на митинге
М.В. Водопьянов и О.Ю. Шмидт на митинге

За мужество и героизм, проявленные при спасении «челюскинцев», Водопьянову Михаилу Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

М.В. Водопьянов со звездой
М.В. Водопьянов со звездой

Будущий летчик-герой Михаил Васильевич Водопьянов родился 18 ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне часть города Липецка) в семье крестьянина.

Водопьянов поработал и шофёром
Водопьянов поработал и шофёром

В феврале 1918 года был мобилизован в Красную Армию, служил обозным в Дивизионе Воздушных Кораблей «Илья Муромец». А с 1925 года он уже авиационный моторист, затем бортмеханик.

 М.В. Водопьянов (справа) самолёта "Конёк-горбунок". 1925 г.
М.В. Водопьянов (справа) самолёта "Конёк-горбунок". 1925 г.

В 1928 году Михаил Васильевич окончил лётную школу «Добролёта», затем - Московскую лётно-техническую школу. В 1929 году Водопьянов первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.

Авиаотряд газеты "Правда"
Авиаотряд газеты "Правда"

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР.Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин.

Участвовал в спасении челюскинцев.

-10

В 1936 - 1937 годах Водопьянов совершал полёты в Арктику.

-11

21 мая 1937 года, на самолете АНТ-6А, во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север», впервые в мире Водопьянов совершил посадку на лёд в районе Северного полюса. Самолет доставил группу зимовщиков папанинцев, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1).

-12

Водопьянов принимал участие в советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года Водопьянов лично участвовал во втором налёте на Берлин. С 1946 года генерал-майор авиации М.В. Водопьянов вышел в отставку. Но несмотря на это в 1948-1950 годах участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север» и «Север-2».

Жил в Москве. Член Союза писателей, активно занимался литературной деятельностью.

Умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Продолжение следует...

Автор: Владлен Дорофеев

Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:

Как и когда появились русские полярные станции
Истории русской провинции3 октября 2019
Как авантюра Шмидта дала стране первых героев СССР! Спасение челюскинцев.
Истории русской провинции13 апреля 2019
Они сгорели, спасая папанинцев
Истории русской провинции22 сентября 2019

Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti

Фотоматериал использован из фотоархива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Спасибо за внимание!