Сбиться с пути в эпоху навигаторов? Запросто! На сей раз нас угораздило заблудиться где-то под Курском. Нервная пульсация «аварийки» граничила с нашим отчаянием. Мольбы о помощи остановили проезжавший мимо экипаж. Мы им: «Челом бьём и просим указать дорогу на Суджу!». Они нам: «Никак к нашим гончарам собрались?». Вот не перевелись ещё, понимаешь ты, проницательные курские мужики! Ну, к кому ещё туманным мартовским утром мы могли так рваться в Суджу? Там же все, как один, гончары!
Никто и не спорил, когда Суджа провозгласила себя «гончарной столицей» края голосистых курских соловьёв. По преданию святые путники, направлявшиеся из Иерусалима через эти места на север Руси, и предсказали скорое появление здесь гончарного промысла. Вот и гадайте теперь: то ли было паломникам какое видение, то ли знали они толк в геологии? Только вскоре месторождение глины и обнаружили рядышком, близ села Горналь.
Так из мифа, а больше из пытливости ума и труда тяжелого, поднялась слобода Гончаровка. 355 лет тому назад появилось первое упоминание о Гончарной слободе, что имела 100 дворов, церковь Вознесения и кружечный двор (так называлось в ту пору казенное питейное заведение). Близ современной Суджи тогда-то и был положено начало гончарному промыслу. Хотя корни самого ремесла в этих местах, как говорят люди историей интересующиеся, тянутся откуда-то из глубины веков.
Гончаров в Судже, как вы поняли, в достатке. А вот суджанская авторская глиняная игрушка рождается только здесь: в Центре народных промыслов и ремесел. Особой художественной чертой этих изделий, стала дотошная детализация и мелкий рисунок, покрывший поверхность игрушки. От этого сама фигурка выглядит и реалистичнее, и привлекательнее. На ярмарке мимо такой красоты не пройдёшь: остановишься и сразу сердцем к ней потянешься. Видно, что такая игрушка не только дань уважения древним традициям, но и плод большой авторской любви.
И, чтобы нам самим всё увидеть, притронуться к истории промысла и вам правдиво рассказать – мы и отправились в Суджу!
С нашими попутчиками вы уже хорошо знакомы. Это неизменные Валенки из Царства Шерсти, что сваляны по древним традициям и расписаны на современный лад в мастерской народного мастера Воронежской области Романа Дмитриева. Их добротность не уступает их креативности! Вместе с Валеночками мы и докатились до места, где живут люди трудолюбивые и талантливые, ремесло предков своих почитающие.
Времени подвластно многое. И любое представление о красоте непостоянно. Вот и меняется прямо на наших глазах художественный облик этой самобытной игрушки с глубокими народными корнями. Мастера могли бы лепить её проще: шли бы себе след в след за наследием древних канонов.
Но мастер Ольга Несмачная уверена, что и традиционная глиняная игрушка, и её современный художественный образ, это всё «ветви» одного мощного ремесленного древа, традиции которого корнями уходят глубоко в эпохи. А за сочетанием традиций и авторской задумки виднеется большое будущее суджанской игрушки. И вера в это обитает не только в стенах самого Центра народных промыслов и ремесел.
На фольклорных фестивалях, куда выезжают суджанские мастера, порыв детей и желания взрослых всегда едины – каждый хочет подержать их глиняные диковинки да получше рассмотреть. И ведь есть что!
Взять хотя бы работы Оксаны Буряченко. Она лепит суджанскую «барыню». Если идти к фигурке тропкой детского интереса, то это обычная игрушка-погремушка. Если же взглянуть на неё с точки зрения взрослого ценителя старины, то это точная копия наряда жительницы города Суджа XVII века.
Оксана Буряченко интуитивно шла к выбору своего ремесла. Сначала в школе, на уроках труда, с интересом делала традиционную керамику под требовательным взором народного мастера России Юрия Спесивцева. Затем прилежно училась редкому промыслу в Суджанском техникуме искусств на отделении ковроткачества у другого народного мастера - Александра Савченко.
Глазом не успела моргнуть, а уже 10 лет как работает в Центр народных ремесел и промыслов. И все эти годы помнит примеры служения ремеслу своих мудрых наставников и так же, как и они, стремится, чтобы национальные традиции нашего народа не были утрачены.
Есть по соседству в Суджанском районе село Плёхово, а в нём - голосистый и задорный фольклорный ансамбль «Тимоня». Увлечённые люди в этом коллективе чтут память своих предков: поют их песни, пляшут их танцы и воссоздают их наряды.
Эти самые наряды и взяла Оксана Буряченко за основу народного костюма «барыни». Конечно, в игрушке присутствует стилизация. Но образ оригинального костюма сохранён в точности: те же банты, заправленные пояса и те же головные убранства. К слову, одним из последних её заказов стал полный состав фольклорного ансамбля «Тимоня» вместе с дудочником и гармонистом. Оксана Буряченко удивляет скромных участников ансамбля своими работами. Ведь она не просто лепит неодушевлённые фигурки, а делает энергетический слепок их характеров и сценических образов.
Новым витком развития «барыни», по задумке опытного мастера Ольги Несмачной, должен стать переход от статичной фигурки к фигурке с элементами динамики. И это у Оксаны Буряченко обязательно получится!
Вот какой была их «барыня» ещё недавно: туловище, голова, на голове капор и налепленные глаза, обычное платье, руки в боки и на боку – свистулька.
А посмотрите сейчас: не «барыня», а натуральная женская статуэтка в народном костюме! И каждая фигурка – редкая удача. Впрочем, как и награды самих мастеров.
Коллектив Суджанского Центра народных промыслов и ремесел в 2017 году стал лауреатом Курской Коренской ярмарки. Он отмечен медалью этой ярмарки «За сохранение народного декоративно-прикладного творчества».
В мае 2018 году, в Туле, Оксана Буряченко с успехом представляла суджанскую «барыню» на IV Межрегиональном фестивале народной традиционной культуры «Тульский Заиграй».
Но фестивали сродни редким праздникам. А будни Оксаны Буряченко, Ольги Несмачной и их коллег-мастеров Анны Рыбкиной и Аллы Минаковой насыщены занятиями с детьми.
Игрушку хотят научиться лепить все: от воспитанников детских садов до учащихся средней школы. И пока ребёнок ходит на занятия, в Центр народных промыслов и ремесел, его интерес к ремеслу виден невооруженным глазом. А вот, заглянуть в его будущее и увидеть там к чему лежит его душа – такой оптики ещё не придумали...
Берегут мастера из Суджы красоту своего ремесла от невзгод в этом мире, радуют ею людей и учат ей детей. Пройдет время. И пусть представление следующих поколений о красоте вновь изменится. Труд и вдохновение суджанских мастеров авторской глиняной игрушки останутся не только историей, но и доброй памятью, радостью глаз и усладой души!
А теперь время вознаградить самых настойчивых из вас!
В финале этой истории мы хотим тепло поприветствовать всех, кто отыскал наш пилигрим-проект на просторах всемирной компьютерной сети и, значит, сейчас читает адресованные им строки.
У искреннего интереса нет цены. Он также бесценен, как жажда новых познаний. Наш проект не исчерпывается этой публикацией. Она - всего лишь вершина айсберга. А всё, что пока сокрыто от ваших глаз, находиться на странице Павла Коваленко в Facebook. Узнаем друг друга ближе? И мимо счастья общения мы с вами тогда уже наверняка не прокатимся!
Идея проекта и оригинальный текст: Павел Коваленко (с), 2019
Линейный продюсер проекта: Лариса Коваленко
Backstage: Лариса Коваленко (с), 2019
На титульном фото: работа суджанских мастеров авторской глиняной игрушки. Точка на карте: г. Суджа, Курская область.
Фото: из личного архива Оксаны Буряченко, Павел Коваленко, Лариса Коваленко (с), 2019
Попутчик проекта: Валенки из Царства Шерсти (г. Бобров, Воронежская область).