Тэглайн: «Дьявол в деталях».
Что это
Авантюрный роман о книгах, книготорговцах, библиофилах, оккультистах, литературных критиках, простаках и, возможно, - о дьяволе.
Детектив, который должен был бы быть настолько лихим, насколько это было возможно, но не стал таковым лишь из-за того, что не всем Читателям одинаково нравится Дюма.
Две параллельно развивающиеся истории: каждая со своим неожиданным финалом. Но одновременно же и сборник первосортнейших жанровых клише!
Для кого
Для тех, кто помнит наизусть имена слуг трёх мушкетеров, а также их лошадей, подруг или жён.
Для тех, кто считает книгу мукулатурой, если год её издания – позднее второй половины XIX века.
Для ценителей детективных историй с неожиданным финтом в конце.
Для тех, кто не боится разочароваться в степени неожиданности такого финта и готов простить лютую предсказуемость действий и событий за великолепный язык и килотонны глубокомысленных философских размышлений главного героя и некоторых второстепенных.
Что хорошо
Отсылочки. Множество отсылочек. Если вы любите Дюма и его творчество, то истинное удовольствие получите не столько от фабулы романа, сколько от эйфории узнавания: знакомые события, места, даты, исторические справки, некий элемент ролевого отыгрыша книжных персонажей Дюма книжными же героями Переса-Реверте, которые, порой, чересчур увлекаются.
Глава с братьями Сениса достойна быть отдельным рассказом. Она выбивается из общей канвы романа замечательными второстепенными персонажами - фактически это глава-подсказка, и образ братьев-переплетчиков ярко вспыхивает в сознании читателя почти перед самой концовкой в контексте «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»
Прекрасны в романе и постельные сцены. Более иронически-метафорического описания таких банальных материй я, пожалуй, еще нигде не встречал.
Что плохо
Холод и пустота. Перес-Реверте настолько сосредоточен на истории и героях, что при прочтении в памяти всплывают «декорации» к фильму Ларса Фон Триера «Догвилль».
Герои находятся в почти абсолютном вакууме - черной пустоте, на некоторых областях которой белеют надписи мелом «Толедо», «Синтра», «Париж», «дом», «отель», «фонтан», «куст крыжовника». Возможно, это такой авторский прием, а может быть, Реверте просто не интересен цвет стен, материал полов, температура окружающего воздуха, запахи и погода - им уделяется внимание только если они влияют непосредственно на сюжет. А до этого момента - пустота, и сложно сопереживать героям, которые находятся примерно нигде.
В сухом остатке
Специфическая книга. Для получения удовольствия от её прочтения желательно быть фанатом творчества Дюма и некоторых его коллег по цеху, творивших в том же жанре. Также весьма желательны некие базовые знания по оккультизму, но в гораздо меньшей степени.
Подойдет для чтения в поезде - когда деваться всё равно некуда и придется дочитать, раз уж начал.
Что читать вместо
Если хочется чего-то такого же европейского и про книги, но с меньшим упором на библиофильство с философией и с большим - на окружающий мир: «Тень Ветра» Карлоса Руиса Сафона, а также все её продолжения.
Если хочется больше экшена и средневековых загадок с плосковатыми персонажами - «Код да Винчи» Дэна Брауна.
Если же хочется всё-таки про книги, но про еще более древние, с детективной интригой и на фоне монастырского быта - «Имя Розы» Умберто Эко.
Ну и на сладкое - для фанатов Дюма - любимый мною и часто рекомендуемый ремейк-переосмысление «Графа Монте-Кристо», написанный Стивеном Фраем - «Теннисные мячики небес».