Найти тему
Иван Царевич

Пенсионная система. Почему в России маленькие пенсии?

Пенсионную систему можно назвать одной из самых острых российских проблем. Теоретически размер полагающихся гражданину выплат должен определяться с учетом его трудового вклада, а основной задачей пенсионной системы является обеспечение пенсионеров достаточным для комфортной жизни количеством средств. Однако существует целый ряд причин, из-за которых большинство вышедших на заслуженный отдых граждан недовольно размером пенсий, а некоторые из работоспособных лиц соглашаются на «серую» заработную плату, чтобы за счет уменьшения отчислений в Пенсионный фонд увеличить текущие доходы. Что же это за причины?
Основной проблемой пенсионной системы можно назвать рост численности пенсионеров по сравнению с работоспособным населением: в основе пенсионного обеспечения до сих пор лежит солидарная система, при которой взносы работающих граждан идут на выплаты нынешним пенсионерам. Если данное соотношение продолжит увеличиваться, это, скорее всего, приведет к новым непопулярным реформам. 
Ситуацию усугубила стартовавшая в этом году реформа, которая была направлена на постепенное повышение возраста выхода на пенсию и увеличение процента индексации пенсий: при помощи данных нововведений планировалось продлить «срок службы» занятых в экономике граждан, увеличив, таким образом, размер выплат действующим пенсионерам. Однако по нескольким причинам пенсионную реформу нельзя назвать успешной. 
Во-первых, даже до начала реформы многие граждане предпочитали работать в обход налогов. В обязанности работодателя входит уплата взносов за работника в Пенсионный фонд (в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 425 Налогового кодекса РФ, тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование работника составляет 22%). 
Указав в трудовом договоре минимальную заработную плату, работодатель сокращает размер взносов, которые он должен уплачивать за работника и получает возможность простимулировать последнего за счет «сэкономленных» средств.
Во-вторых, многие пенсионеры долгое время не видели повышения выплат. Дело в том, что индексация касалась только страховых пенсий по старости, размер которых превышает прожиточный минимум пенсионера: его величина для российского пенсионера в 2019 году составляет 8 846 рублей. Активные действия по исправлению ситуации начались только в этом году, но проблему нельзя назвать полностью решенной. 
Стоит обратить внимание и на большую разницу размеров региональных прожиточных минимумов, установленных в зависимости от места жительства. Если он будет выше, чем федеральный, то минимальная пенсия гражданина будет завесить именно от него. Например, прожиточный уровень для московского пенсионера составляет 12 115 рублей, а пенсионер, проживающий в Чукотском а.о. получает как минимум 19 000 рублей. 
Однако в большинстве субъектов России принят региональный прожиточный минимум пенсионера, который равен минимуму, установленному на федеральном уровне. Так, для пенсионеров Санкт-Петербурга, Краснодара и Новосибирска установлен прожиточный минимум в 8 846 рублей. Таким образом, наименьшая гарантированная пенсия для жителей разных субъектов абсолютно разная.
Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо сделать так, чтобы работоспособное население было заинтересовано в получении официальной заработной платы и накоплении пенсионных баллов. 
Также ситуацию могло бы исправить повышение инвестиционной привлекательности добровольного пенсионного страхования – пока что граждане неохотно доверяют свои сбережения негосударственным пенсионным фондам.

И, конечно же, в первую очередь благополучие пенсионеров зависит от состояния экономики страны и ценовой стабильности. А это забота государства.
Пенсионную систему можно назвать одной из самых острых российских проблем. Теоретически размер полагающихся гражданину выплат должен определяться с учетом его трудового вклада, а основной задачей пенсионной системы является обеспечение пенсионеров достаточным для комфортной жизни количеством средств. Однако существует целый ряд причин, из-за которых большинство вышедших на заслуженный отдых граждан недовольно размером пенсий, а некоторые из работоспособных лиц соглашаются на «серую» заработную плату, чтобы за счет уменьшения отчислений в Пенсионный фонд увеличить текущие доходы. Что же это за причины? Основной проблемой пенсионной системы можно назвать рост численности пенсионеров по сравнению с работоспособным населением: в основе пенсионного обеспечения до сих пор лежит солидарная система, при которой взносы работающих граждан идут на выплаты нынешним пенсионерам. Если данное соотношение продолжит увеличиваться, это, скорее всего, приведет к новым непопулярным реформам. Ситуацию усугубила стартовавшая в этом году реформа, которая была направлена на постепенное повышение возраста выхода на пенсию и увеличение процента индексации пенсий: при помощи данных нововведений планировалось продлить «срок службы» занятых в экономике граждан, увеличив, таким образом, размер выплат действующим пенсионерам. Однако по нескольким причинам пенсионную реформу нельзя назвать успешной. Во-первых, даже до начала реформы многие граждане предпочитали работать в обход налогов. В обязанности работодателя входит уплата взносов за работника в Пенсионный фонд (в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 425 Налогового кодекса РФ, тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование работника составляет 22%). Указав в трудовом договоре минимальную заработную плату, работодатель сокращает размер взносов, которые он должен уплачивать за работника и получает возможность простимулировать последнего за счет «сэкономленных» средств. Во-вторых, многие пенсионеры долгое время не видели повышения выплат. Дело в том, что индексация касалась только страховых пенсий по старости, размер которых превышает прожиточный минимум пенсионера: его величина для российского пенсионера в 2019 году составляет 8 846 рублей. Активные действия по исправлению ситуации начались только в этом году, но проблему нельзя назвать полностью решенной. Стоит обратить внимание и на большую разницу размеров региональных прожиточных минимумов, установленных в зависимости от места жительства. Если он будет выше, чем федеральный, то минимальная пенсия гражданина будет завесить именно от него. Например, прожиточный уровень для московского пенсионера составляет 12 115 рублей, а пенсионер, проживающий в Чукотском а.о. получает как минимум 19 000 рублей. Однако в большинстве субъектов России принят региональный прожиточный минимум пенсионера, который равен минимуму, установленному на федеральном уровне. Так, для пенсионеров Санкт-Петербурга, Краснодара и Новосибирска установлен прожиточный минимум в 8 846 рублей. Таким образом, наименьшая гарантированная пенсия для жителей разных субъектов абсолютно разная. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо сделать так, чтобы работоспособное население было заинтересовано в получении официальной заработной платы и накоплении пенсионных баллов. Также ситуацию могло бы исправить повышение инвестиционной привлекательности добровольного пенсионного страхования – пока что граждане неохотно доверяют свои сбережения негосударственным пенсионным фондам. И, конечно же, в первую очередь благополучие пенсионеров зависит от состояния экономики страны и ценовой стабильности. А это забота государства.